Рецензия на книгу
Грозовой Перевал
Эмили Бронте
jusidy28 ноября 2019 г.Вся эта ненависть...
Наконец-то дочитала сие "полотно" и, признаться честно, это стоило мне некоторых усилий. Несмотря на то, что книга причислена к "классике" и даже "шедеврам", она мне не очень понравилась, постараюсь объяснить почему. Всё началось с того, что у меня имелось в наличии два издания книги с разными переводами и после небольшого сравнения текста начала романа мне пришлось выбрать более современный перевод, потому что другой изобиловал более сложными конструкциями и старинными выражениями и, честно начиная с него, в итоге чтение совсем не пошло и было ужасно скучным, перейдя же на современный и более адаптированный к сегодняшнему дню текст, я сразу проглотила порядка 150 страниц романа. Затем меня ожидало некоторое разочарование и чтение пошло хуже. Завязка сюжета была многообещающей, после того как нам представили всех основных действующих лиц романа, я сидела и думала, ага, вот-вот сейчас должно начаться что-то интересное, я даже была в предвкушении какой-то мистики. Но нет, в итоге ничего любопытного для меня в дальнейшем не произошло, сюжет как будто пошел по кругу, герои в основном занимались тем, что ругались между собой, копируя поведение друг друга. Кроме того, мне показалось, что данную книгу можно отнести к готическим романам с большой натяжкой, мистики здесь как таковой нет, о да, есть то самое одноименное страшное и мрачное поместье Грозовой перевал, а также героями вскользь было сказано несколько фраз о призраках, но в целом почти весь роман главного героя Хитклиффа лишь называют монстром/дьяволом. Сравнивая это произведение с первыми приходящими на ум "Дракулой" Брэма Стокера или "Франкенштейном..." Мэри Шелли, кажется что готического романтизма там было больше, к тому же и повествование значительно интереснее. В данной же книге в центре сюжета находится классический любовный треугольник - сначала МЖМ (Эдгар, Кэтрин, Хитклифф), затем продвигаясь по сюжету он слегка видоизменяется в треугольник вида ЖМЖ (Кэтрин, Хитклифф, Изабелла), а затем возвращается к первоначальному противостоянию двух мужчин. Наблюдать за всем этим действом мне очень быстро наскучило, пожалуй, я связываю это еще и с тем, что в данной книге я не нашла ни одного положительного и мне приятного персонажа, за которым хотелось бы следить, которому хотелось бы сопереживать, словом, почувствовать какую-то обратную связь. Персонажи здесь по большей части высокомерные, грубые, злые и эгоистичные, а временами просто жалкие. Максимум что можно вынести полезного из их поведения в книге - то как поступать в жизни "не нужно". Невнятным для меня остался персонаж мистера Локвуда, путешественник который случайно заехал в эти края, небольшой намек на его возможную женитьбу, а потом он также стремительно исчез, как и появился. Мне кажется, книга ничего бы не потеряла, если бы его здесь не было, он никак не влияет на продвижение сюжета, только постфактум узнает что вообще происходило на Грозовом перевале, через него ведется повествование, но с тем же успехом можно было оставить и вообще один монолог Эллен (Нелли) Дин, а в качестве слушателя - хоть случайного прохожего в деревне. Собственно об этом монологе, мне не понравилось, что большую часть книги рассказ ведется от имени служанки Нелли, как литературный прием это выглядит очень однообразно, сложно представить сколько вечеров, используя такое подробное описание локаций и всех диалогов, незначительных деталей никак не двигающих сюжет, она якобы рассказывала мистеру Локвуду о том, что же случилось на Грозовом перевале и как все умудрились между собой тысячу раз поссориться. При этом Эллен вроде бы позиционируется как положительный персонаж, но доподлинно всё же им не является, она не умеет хранить секреты, любит посплетничать, постоянно учит всех окружающих нормам морали и как правильно жить, но исходя из сюжета совсем не понятно чего она сама добилась в жизни, работает прислугой, у нее нет ни своей семьи, ни детей, но зато только она знает как правильно поступить в той или иной ситуации и осуждает, если те, кому она дает свои советы, поступают иначе. Второстепенных персонажей касаться и вовсе не хочется, они для меня остались плоскими и не интересными, практически все с одинаковым дурным и истеричным поведением, за исключением может быть колоритного Джозефа, единственного кто остался верен своему образу до конца книги. Пожалуй самым адекватным персонажем в книге для меня остался Эдгар Линтон, образованный, добрый, ему не чужды понятия верности и чести, вот только смелости ему не достает, чем нагло пользовались, что Кэтрин, что Хитклифф. Эта парочка вообще невыносима, не понимаю где же тут такая великая любовь, воспетая во многих отзывах о книге. Хитклифф возможно и был довольно искренен в своих чувствах, но вот Кэтрин, которая устраивала истерики и не могла определиться с кем же она в итоге останется, осталась для меня мелочным и лживым персонажем, который до самого конца не заслуживает никакой симпатии. Вроде бы и понятны после действий Кэтрин и ее родни мотивы Хитклиффа, его жестокое поведение по отношению к ним, холодный расчет. Но всё же сколько из-за этого в книге ненависти, упрямства, ругани, нежелания услышать друг друга, временами повествование казалось максимально неприятным, тягучим и токсичным. И вот на фоне всего этого вдруг для некоторых героев наступил внезапный счастливый конец, хотя их поведение до последнего момента оставалось весьма неприятным, не представляю что заставило их в миг поумнеть и перемениться, такие перемены не свойственны были их выстроенным по ходу повествования образам. Ну а Хитклифф, что с ним вообще вдруг произошло, его же ненависть обернулась против него? Пусть будет так, должна же быть какая-то мораль, но мне больше видится здесь слив персонажа. В общем подводя итог, книга оказалась "не моя", может быть ее надо читать в другом настроении, но мне хотелось бы чего-то более светлого по атмосфере, жизнеутверждающего и больше какого-то действия, а не топтания на месте и переливания из пустого в порожнее всяческих сплетень.
10874