Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дракула

Брэм Стокер

  • Аватар пользователя
    bookfriendlyc26 ноября 2019 г.

    Какая-то странная тишина царила всюду; но прислушавшись, я услышал где-то вдалеке как будто вой волков. Глаза графа засверкали, и он сказал:
    — Прислушайтесь к ним, к детям ночи! Что за музыку они заводят!
    Брем Стокер "Дракула"

    Речь пойдет о главном вампире всех времен, царе упырей, ночных кошмаров, проклятых и ненавидящих. Брэм Стокер создал настолько колоритного персонажа, что он прочно засел в умах читателей и в современной медийной культуре. О графе Дракуле слышали все без исключения, вне зависимости от того, читали ли они книгу, смотрели ли фильм или нет. Этот персонаж прочно укрепился в ассоциативной цепочке "вампир=Дракула" и стал главным злодеем над всеми злодеями. С 1897 года, когда первые издания появились на полках книжных лавок, Дракула обзавелся не только земельным участком в Лондоне и замком в Румынии, но и экстравагантным плащом, зачесанными назад смольно-черными волосами и снобистским отношением к жизни. Современная культура сделала из вампирского графа бренд, который вполне себе успешно продается.

    В чем же успех Дракулы? О вампирах, носферату, вурдалаках и упырях знали почти все культуры мира с момента начала мифологии. В конце XIX века все представления европейцев о мертвецах, питающихся кровью, аккумулировал в себе новый образ, описанный Стокером в своем бессмертном, как и персонаж, произведении. Цивилизованный мир неожиданно послушался, новый князь воцарился на Олимпе всех чудовищ, в замке в Трансильвании. Это место и раньше было окружено зловещим ореолом, а теперь, разбавленная готической мистикой, эта территория становилась загадочным воплощением ужаса, отталкивающей и притягательной одновременно. Остаётся она таковой до сих пор.


    Открытая дверь на свежей земле
    Мы вколачиваем гвозди,
    Чтоб в гробу лежали кости.
    Чтоб из-под земли не лез,
    На тебе поставлю крест.
    Трижды плюну на могилу,
    До свиданья, милый, милый,
    Милый.
    Бывай!
    Агата Кристи "Трансильвания"

    "Дракула" написан в жанре эпистолярного готического романа, сверх-популярного в то время, и представляет собой как бы скомпонованные страницы дневника нескольких персонажей (переключение от одного центрального лица к другому будет позже взято на вооружение Дж. Мартиным). Дневник придавал вымышленному тексту оттенок реалистичности - создавался необходимый эффект, что читатель знакомится не с вымыслом, а с вполне себе реальными документальными свидетельствами.

    Вторая причина популярности романа - нарушение табу викторианской Англии. В книге фигурируют темы секса и смерти, что для аудитории того времени было прямо-таки скандальным. Ещё одна загадочная тема - психиатрия, описанная в линии Ренфилда, пациента лечебницы. Напомню, что время выхода романа совпадает со временем бурного интереса к психологии - в 1895 году вышел труд Зигмунда Фрейда "Исследования истерии". Снова Брэм Стокер попадает в кон, используя принцип сладости запретного плода.

    В третьих, сюжет главного протагониста романа - юриста Джонатана Харкера. Не знаю, осознавал ли Брэм Стокер или нет, но книга создана согласно всем законам пути героя, описанного позже Джозефом Кемпбеллом, иными словами, сюжет в основе своей содержит классический героический миф. Экшена добавляют второстепенные герои романа, которые порой шлют ко всем чертям густое готическое повествование, врубают кантри и превращают строгую готику в дикий вестерн. Чего только стоит Квинси Моррис!

    Персонажи романа - живые, отлично прописаны характеры; не сопереживать им, не болеть за них просто невозможно! Потрясающий Абрахам Ван Хельсинг, полусумасшедший старик, ставший для всех идейным предводителем. От него мы узнаем все канонику о вампирах - осиновые колья, чеснок, распятие и святая вода начались отсюда. Артур Холмвуд - романтик, чувственный сентиментальный образ; Вильгельмина Мюррей, невеста Харкера, чью жизнь пытается спасти команда истребителей вампиров; Люси Вестенра - жертва, павшая от руки графа-вампира и сама перевоплотившаяся в упыря. Всё это не оставляет равнодушным и сегодня, что уж говорить про впечатлительный свет Старой Англии! Это четвёртое.

    Наконец, в-пятых, всё-таки, эта книга - о любви, дружбе и вечных ценностях.

    Брэм Стокер как будто планировал маркетинговую кампанию под написание романа: изучил тренды, очертил целевую аудиторию, сформулировал боли и т.п. Довольно типичная история для ширпотребного бульварного романа, коим книга, по большому счету, и является. Стокер не блещет как литератор, его язык очень однообразен и не слишком красив. Есть ощущение, что все, что сделал автор из описанного выше, он сделал интуитивно. Тем не менее, он смог утвердить успех своего персонажа в веках. А вот самому ему повезло меньше - Стокер умер в нищете.

    PS
    Классическим уже фильмом стала лента Френсиса Форда Копполы "Дракула Брэма Стокера". Надо сказать, что сначала я познакомился с фильмом, и он мне дико понравился: сильный сюжет, молодой (и седой) Киану Ривз, великолепный Гэри Олдмен. Но после прочтения книги я пересмотрел картину и... всё не то, всё не так, кино стало картонным, персонажи какими-то странными, а режиссеру вдруг стало сложно передавать глубину книги. Роман, конечно же, стоит прочитать, чтобы ознакомиться с классикой мировой литературы: как бульварное чтиво оно уже не работает, как ужастик - уже не пугает.

    4
    248