Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Угрюм-река

Вячеслав Шишков

  • Аватар пользователя
    Аноним24 ноября 2019 г.

    Я срать хотел, но было нечем,
    Я поднатужился… и высрал печень.
    ПЛОХО.
    Я не против соцзаказа.
    Не против обличения звериного оскала капитализма.
    Не против рассказов про оборотней в погонах и честных революционеров, одарённых прокуроров и благородных разбойников.
    Не против офигительных историй любви, если уж автору так приспичило.
    Не против больших объёмов текста и говорящих фамилий.
    ПРОБЛЕМА В ДРУГОМ.
    Автор вроде как пытается сказать умную вещь, но отчаянно перебарщивает.
    В результате если на страницах романа появляется эксплуататор – это такой эксплуататор, который без угнетения подвластных ему рабочих в буквальном смысле не может нормально жить.
    Если жертва – это такая жертва, которую даже смерть мучителя и свалившееся в руки богатство скорее добьют, чем избавят от приниженного положения.
    Если аферист – то с таким даром перевоплощения, какому бы позавидовали величайшие актёры всех времён и народов.
    Если человек наивный – то наивный, как младенец, даром что взрослый дяденька, отмотавший срок за убийство.
    Если глупый – обязательно пойдёт пить водку с вооружённым неадекватом и одновременно читать ему мораль.
    Если жалкий – ведёт себя так, что в реальности его существования вообще начинаешь сомневаться.
    Здесь если поют в церковном хоре, сворачивают себе нижнюю челюсть. А если пускаются во все тяжкие, после чтения об этом реально хочется руки помыть.
    НАИБОЛЕЕ СИЛЬНАЯ СТОРОНА РОМАНА – ОПИСАНИЕ УГРЮМ-РЕКИ
    Она единственная вне страстей и над страстями.
    Дарит несметные богатства и губит неосторожных путников.
    Ждёт своего покорителя, но не покоряется до конца.
    Она и безмолвный свидетель преступлений и скотства, и воплощение безжалостной судьбы, которая всё расставит по местам.
    НО ЧТО КАСАЕТСЯ ЛЮДЕЙ – КАРАУЛ!!!

    Главный герой Прохор Громов в свои 17 лет напоминает былинного богатыря. И по удали молодецкой, и по силушке необычайной, и по мечте дерзновенной – покорить непокорную Угрюм-реку, стать единственным владыкой этого практически необитаемого таёжного края, создать здесь мощнейшую на Руси промышленность и торговлю. В своём первом походе Прохор ведёт себя как исследователь, даром что отправляется туда с коммерческой целью. Всё интересно этому юноше: и народы, живущие в том краю, и плавучие ярмарки, и жалкое положение политических ссыльных, и мёртвая шаманка Синильга. Вот он ведёт дневник, вот решает вести свои дела более справедливо и честно, а вот чуть не погибает, заставляя здорово за него понервничать. Первое путешествие Прохора – наиболее сильная часть романа. И, казалось бы, что тут может пойти не так? Но нет. Автор даёт Прохору Женщину. С большой буквы Ж.
    Шишков не жалеет на Анфису красок. Мало того, что та – писаная красавица. Когда такая взглянет мельком и один раз – не выйдет из памяти на всю жизнь. Когда поговорит – сведёт с ума, в лучшем случае фигурально, в худшем – буквально. Когда е*ётся – вся тайга трясётся. Такая Женщина вдохновляет на подвиги с того света и утешает, приснившись в ночных кошмарах. Такую Женщину хочет всё мужское население (лично мне как читательнице хотелось её попросту пристрелить, не дожидаясь полного раскрытия её талантов). Но выбирает эта Женщина именно Прохора. А этот глупый мальчик вместо того, чтобы ответить на её чувства раз и навсегда, разрывается между любовью как таковой, желанием защитить мать и словом, данным ранее симпатичной девушке Нине, по совместительству дочери миллионера. А Женщина не унимается. А Женщина грозит… Наблюдать за такой ситуацией было относительно интересно, НО…
    Но, отказавшись от страсти в пользу денег и предав самого лучшего друга, Прохор начинает стремительно деградировать. В свои 17 он был былинным богатырём. В свои 30 – просто глист. С наглостью, нахрапом, напором, но всё равно глист. Который преуспевает только потому, что за ним стоит система, позволяющая давать рабочим минимум и брать с них максимум. Плюс команда специалистов и в первую очередь инженер Андрей Протасов, на котором всё производство, по сути, и держится. Сам же Прохор, несмотря на предпринимательскую деятельность, предприимчивости лишён напрочь. В результате при пожаре в тайге чуть не лишается всего, не желая пойти на уступки и хоть как-то улучшить жизнь рабочим. С теми же рабочими обостряет отношения до такой степени, до какой не сумели обострить социалисты-агитаторы. (А действие происходит в начале 20-го века, вскользь упоминается 9 января 1905 года.) Вернувшись, когда дело с забастовкой подуспокоилось, обнаружил, что убытки не так велики (спасибо Протасову), а один из инженеров открыл супербогатый на ресурсы участок. Но вместо того, чтобы тихо застолбить участок за собой, Прохор… сводит счёты с рабочими. Словно ему надо не прибыль получать, а комплексы реализовывать. Автор пытается писать о нём, как о сильном человеке, который (вот достижение!) даже жену с дочкой не зарезал, а мог бы и полоснуть. Выходит неубедительно.
    Жена Прохора Нина (в девичестве Куприянова) производит приятное впечатление. И как наивная институтка, мечтающая служить людям, и как глубоко верующая женщина, активно занимающаяся благотворительностью (что Прохору – как серпом по яйцам), и как верная жена, прощающая все измены мужа и отмывающая его репутацию. Тем болезненней воспринимается её разворот на 180 градусов ближе к концу романа. Впрочем, с ним как раз всё логично: женщине, чувствующей, что стул под ней шатается, да ещё с двумя детьми на руках не до сантиментов. К тому же она привыкла к определённому уровню жизни и расставаться с ним не собирается. Но это понятно не столько из логики повествования, сколько из опыта читателя.
    Инженер Андрей Протасов и священник отец Александр – на первый взгляд приличные люди. И даже очень похожи друг на друга, несмотря на то, что первый – атеист и сочувствует революционерам, второй – верующий и старательно открещивается от революции. Оба видят творящуюся вокруг несправедливость, оба пытаются что-то с этим сделать по мере своего разумения, оба проповедуют с одинаковым успехом: уговаривать дочку миллионера отказаться от богатства – всё равно что объяснить тунгусам догматы православной веры. И оба работают на систему, позволяющую наживаться прохорам громовым. Система, кстати, этого не ценит и расправляется с обоими, предъявляя тому и другому одни и те же претензии – тот и другой для неё бунтари.

    Единственный приличный человек, у которого есть будущее – прокурор Стращалов. И тот автором слит.
    Все прочие – либо слишком подлы, либо слишком глупы, либо слишком хилы на сосуды.
    Даже революционеры и политические ссыльные, которых вроде как надо уважать, либо остаются глубоко за кадром, либо представляют собой очень жалкое зрелище. Рекордсмен здесь Шапошников с немужественной кликухой Красная Шапочка, который дошёл до того, что по пьяному делу начал варить чучело белочки.
    Даже рабочие, которым вроде как полагается сочувствовать, представляют собой серую массу, которую сперва водит за собой Нина Куприянова, затем какой-нибудь Гриша Голован. Хотя, казалось бы, автор мог ввести в роман пару рабочих, раскрыв их светлые образы, вместо описания очередных мудачеств.
    СОЧУВСТВОВАТЬ ВСЕЙ ЭТОЙ КУНСТКАМЕРЕ ТРУДНО.
    НАОБОРОТ, ХОЧЕТСЯ ДЕРЖАТЬСЯ ОТ НЕЁ ПОДАЛЬШЕ.

    Создаётся впечатление, что автор действительно задумывал нечто эпохальное, но ниасилил.
    Слишком увлёкся описанием низости. Или слишком хотел задобрить Партию. Писал бы чисто о реке и природе - цены бы ему не было. А так - роман никому не рекомендую.

    29
    3,3K