Рецензия на книгу
Nine Perfect Strangers
Liane Moriarty
Аноним23 ноября 2019 г.А как хорошо все начиналось! Красивый особняк XIX века, многообещающая фитнес- и спа-программа, большой ухоженный сад, случайная, но не противная компания… Мне все время казалось, что это будет детектив, и на этом благостном, как у Агаты Кристи, фоне автор предложит нечто неожиданное, что обострит повествование, круто взрежет его идиллическую ткань. И то, что случилось, действительно оказалось неожиданным, но не особенно увлекательным, скорее разочаровывающим.
Повествование показалось мне ужасно неровным, постоянно готовым свернуть с, казалось бы, только что намеченного пути. Сначала мы знакомимся с некими Яо и Машей, причем в совершенно иных контекстах, чем те, о которых позже пойдет речь. Потом нас погружают в нюансы переживаний автора любовных романов и жертвы Интернет-разводки Фрэнсис. Чуть позже оказывается, что она тут не главная, героев будет много, и у каждого обнаружится своя, хотя и довольно шаблонная предыстория. Ну, а потом сюжет развернется в сторону обсуждения нетрадиционных и не вполне законных терапевтических практик. Закончится все более или менее хэппиэндово, даже несмотря на то, что зло продолжит функционировать и обогащаться, не стесняясь.
Читается это не очень интересно, и в конечном итоге, особенно с середины книги, когда герои догадываются, в чьих руках они так доверчиво оказались, становится пустой тратой времени. Что из всего этого можно извлечь? Да, собственно, немного. Если читателю уж очень захочется копнуть эту историю поглубже, она может стать иллюстрацией старого тезиса, принадлежащего, кажется, Спинозе, что незнание не может быть положено в основание чего бы то ни было. Маша, приехавшая в Австралию всего лишь с горьким российским опытом и украинской фамилией, по ходу дела становится гуру-психотерапевтом с буддийским оттенком, и являет собой образец того, как неграмотный, психически нездоровый, но нарциссически верующий в себя дилетант берется за дело, в котором мало что смыслит и последствия которого дальше собственной выгоды просчитать не в состоянии. Наверное, в разных «нетрадиционных» системах «оздоровления» и соответствующих клиниках и санаториях такого добра навалом, но тот факт, что кто угодно может объявить себя врачом или психотерапевтом и сделать это источником своего благосостояния и удовлетворения «комплекса целителя», настораживает. Еще книга подтверждает столь же очевидную идею, что исходя из собственного единичного опыта и личного неблагополучия, невозможно построить универсальную терапевтическую систему, что «путь к себе» не может быть насильственным и построенным лишь на вере в собственную харизму.
В целом, ничего нового, ничего интересного, ничего такого, что выделило бы эту книгу из череды подобных.
341,3K