Рецензия на книгу
The Plumed Serpent
D. H. Lawrence
Аноним15 октября 2011 г.Его не интересует литература сама по себе. Все, что он пишет, - не самоцель, а исполнено многозначительности, к чему-то направлено. Фразы взметываются прямо кверху, мощные и округлые, точно брызги воды, когда в нее бросили камень. В них нет ни единого слова, выбранного за красоту или для улучшения общей архитектоники.
Вирджиния Вульф.Книга, которая просто вывихнула мне мозги...Пожалуй, самый неоднозначный из всех романов Лоуренса, пропитанный предчувствием смерти и поисками своего глубинного ''я'', которые Лоуренс начал ещё в книгах ''Женщины в любви'' и ''Kangaroo'', нашпигованный до отказа символами и мифологией; в некоторых местах просто стирающий грань между реальностью, космосом и потусторонним, сливаясь в единую метафизику, единственно правильную для собственного ''я''.
Здесь наиболее отчетливо проступает борьба Лоуренса за отделение личности от массового бессознательного, от механистического общества примером которого служат представители белой расы ( Британия и Северная Америка), которые в погоне за золотом и собственным комфортом уничтожают собственную душу. Лоуренс мечтал именно о личной свободе каждого ''я'', которое видел в единении с природой и космосом, в Боге, который для каждого материка, каждого народа свой собственный. Бог, как посредник между человеком и небесной энергией, которая питает душу человека. Но обрести это самое глубинное ''я'', вернуться к своим корням, пустить их глубоко в землю нужно для того, чтобы жить в мире людей, существовать в общей массе, но иметь своё собственное обретенное ''я''.Для возвращения к истокам, как метафору, Лоуренс использует древнюю легенду о Кетцалькоатле. Кетцалькоатль - пернатый змей, один из богов древней цивилизации ацтеков, как идеальное сочетание того ''я'', которое человек должен обрести: птица, как древний символ свободолюбия, души, которая не живет в неволе и змея, как воплощение нашей бренной плоти, живущей по своим законам крови.
Именно на легенде возвращения Кетцалькоатля и построен ''Пернатый змей''. В романе очень много древних песнопений и легенд о пернатом змее, много песен сочинено самим Лоуренсом, завораживающих, глубинно-странных, чувственных, проникающих в самую твою суть и естество, меняющие химический состав твоей крови, которая приобретает густую и горячую консистенцию сока жизни. Лоуренс самый настоящий пантеист, в его представлении интеллект и чрезмерная образованность мешают чувствовать жизнь, наслаждаться жизнью; и для того, чтобы почувствовать жизнь, её соки необходимо вернуться туда, в древнюю легенду, пустить корни в землю, ощутив всю жирность и питательность земных соков...Этот непростой путь предстоит пройти ирландке Кэт Лесли, которая, как и Лоуренс со своей женой, покинула родные края, разочаровавшись в современных принципах жизни Британии...Кэт предстоит пройти самоидентификацию, найти себя и обрести, как женщину. Осознать своё женское естество и раскрыться как бутон цветка, навстречу солнцу...Это самая настоящая история поиска себя, свободы, и существует ли вообще такое понятие, как свобода, потому что на деле мы питаемся иллюзиями свободы и ее поиском, а на самом деле меняем одну зависимость на другую...одну клетку на другую. А может стоит просто смириться с несвободой и просто жить...
Ищите жизнь, и жизнь принесет перемены.
Ищите самое жизнь, замирайте на мгновение на рассвете и закате, и жизнь вернется в нас и проведет через все переменыПроблема разлагающегося христианства, которое проповедует любовь к ближнему, а на деле вырывает с корнями культуру чужих стран, порабощает свободолюбивый и древний дух мексиканцев, на деле оказывается мертворожденной религией... Лоуренс же, веря в Бога, тем не менее, каждому народу оставляет того Бога, ту веру, к которой привык человек, которая с самых древних времен питает дух нации...А мне вспоминаются слова Рериха:
Разве легенды не есть гирлянды лучших цветов? О малом, о незначительном и жалком человечество не слагает легенд. Во всяком случае, каждая легенда содержит нечто необычайное. Не ведет ли эта необычность дух человеческий поверх сумерек механического стандарта?18431