Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тэсс из рода д'Эрбервиллей

Томас Гарди

  • Аватар пользователя
    ReddoutMisrate18 ноября 2019 г.

    Сразу скажу, что, по-моему, книга очень актуальна на сегодняшний день. И дело тут не в том, что сейчас добрачные связи и внебрачные дети - явление привычное, и особо никто за это косо не смотрит (если, конечно, девушка придерживается весьма размытых норм, и этих связей и детей у нее не слишком много. Но слишком - это сколько конкретно? Каждый скажет по-своему). Так вот, актуальность этой книги по сей день состоит в том, что многие-многие беды случаются оттого, что некоторые мужчины не в состоянии адекватно воспринять отказ женщины. "Нет" значит "нет" для них - непостижное уму, несмотря на простоту, откровение. Мужчины идут окольными путями, воображая, что женщина кокетлива, робка, неопытна, набивает себе цену и нужно только посильнее на нее надавить, убедить, наконец, просто силой привести к подчинению. Ведь женщины такие сложные существа, ох-ох, так чего их слушать, все равно не поймешь, так что делай как тебе хочется.

    И Алек, и Энджел упорно не хотели слышать "нет", хотя бедная Тесс сопротивлялась, как могла. Они даже не хотели понять причин отказа, для них это была ненужная информация, они продавливали женщину и получали, что хотели, попутно обвиняя ее во всех своих бедах. Я же Тесс не могу винить ни в чем. Вовсе она не глупая, не безвольная, не бесхребетная. Она от природы очень мягкая и женственная в самом патриархальном смысле этого слова. Всю свою жизнь она жаждала прилепиться к мужу и быть хоть его частью, хоть его собственностью. Тем не менее, она изо всех сил старалась преодолеть эти в высшей степени похвальные для человека той поры женские качества, но они в итоге сыграли с ней очень злую шутку. Поговорки же вроде "сучка не захочет - кобель не вскочит", которые некоторые рецензенты называют резонными применительно к сюжету данной книги, должны быть похоронены в памяти любого человека, считающего себя цивилизованным.

    Роман замечательный, красивый, глубокий. Подробные пейзажи и бытовые сценки работают на атмосферу. Особенно запомнился такой фрагмент:


    Так как от зеленых листьев не осталось и следа, то ровное коричневое поле имело вид унылый и отталкивающий – словно лицо, плоское от подбородка до лба. И небо напоминало поле, только было другого цвета – белое плоское лицо со стертыми чертами. Эти два лица, наверху и внизу, целый день взирали друг на друга; белое смотрело вниз на коричневое, а коричневое смотрело вверх на белое; и не было между ними ничего, кроме двух девушек, ползавших; словно мухи, по темному лицу.

    Никто не подходил к ним, и движения их были автоматическими и однообразными. Они работали в грубых робах – коричневых халатах, завязанных сзади, чтобы юбка не развевалась по ветру; ботинки поднимались выше щиколотки, руки были защищены желтыми рукавицами из бараньей кожи. Капоры с оборками придавали им задумчивый вид, и случайному наблюдателю эти склоненные головы напомнили бы двух Марий в изображении какого-нибудь итальянского художника эпохи раннего Возрождения.

    Мне же по ходу чтения в голову пришли некоторые из картин Брейгеля, например, "Жатва" - когда Тесс только родила и впервые после долгого затворничества вышла в поле работать.

    Или "Пасмурный день" - в ту пору ее жизни, к которой принадлежит приведенная выше цитата.

    Когда же Тесс работала доильщицей, и начиналась их любовь с Энджелом, приходили на ум "Возвращение стада", а еще "Молочница" Вермеера.

    Поначалу поставила книге оценку 4, но за актуальность и тонкость добавлю один балл. Хорошая книга.

    Содержит спойлеры
    9
    1,3K