Рецензия на книгу
Мастер и Маргарита (аудиоспектакль)
Михаил Булгаков
AbulhairZhusupov17 ноября 2019 г.Для начала краткий дисклеймер: я вообще никаким образом не литератор, критик или того хуже, более того, я даже не писатель а скорее писака, так что мой отзыв (то есть не рецуха или что-нить в этом роде) не является отзывом компетентного человека, а скорее просто наброском впечатлений и мыслей, на которые меня натолкнуло сие произведение. Спасибо за внимание.
В общем, это была лютая жесть. Серьезно. Путешествие по роману прошло очень быстро, точнее, сумбурно и непонятно, как и само произведение, но оставило такие приятные и вдохновляющие впечатления, что не передать слова такое просто невозможно. Да, именно "не передать", ведь тот же Булгаков (который обычный смертный человек, спасибо почкам и морфию) сумел словами описать все, что происходило в романе. Я не очень хорошо знаю его биографию, слышал слухи о его балостве с морфием (конечно, у него склероз был, как тут не тешиться морфием), но, честно, такое четкое, ясное и продуманное произведение невозможно воспроизвести в нетрезвом состоянии (не проверял, но считаю). В любом случае, это очень круто.
Пройдясь немного по сюжету, хочется отметить, что линий как таковых можно выделить множество, но основных три: наиболее отдаленный от основного действия сюжет Понтия Пилата, текущие параллельно сюжеты Ивана Бездомного и сменяющий его сюжет Маргариты, а также объединяющий всю эту чертовщину Воланд и его свита, существующие везде, но и нигде. Они появлятся везде понемногу, чтобы потом объединить все и сделать из этой кучи отдельных повестей полноценный роман. Если бы Булгакову дали бы сделать вселенную по комиксам, то он бы расплюл любой труд Стэна Ли (не в обиду старичку), ведь "МиМ" - нечто.
По персам: есть Мастер - абсолютно серый и наиболее приближенный к нашему, человеческому реализму, потухший и невзрачный; есть Марго - тоже одна из наиболее приближенных к реализму основных персонажей, более задорная и живая, что неоднократно подчеркивалось самим автором. Уверяю вас, эти два перса - самые безобидняе и неосновные люди в этой истории. В них влюбляешься только на фгне событий, которые текут на фоне и влияют на них, но ни в коем случае не наоборот. Есть также Иван Бездомный - такой реалистично-карикатурный персонаж, олицетворение в глазах Булгакова на писанину советских писателей. Он тоже не самый привлекательный персонаж, но в финале, в эпилоге как Капитан Америка в "Финале" - человек, с которого почти начинается вся история и с которым читатель проходит через всё путешествие, эдакий старый добрый друг. Насчет настоящих двигателей сюжета, можно рассказать вкратце о трех джентельменах, свите Воланда (Гелла, считайте, фансервис на современном): Бегемот - кот-шут, который своим бесподобным юмором, глупым, безобразным, но таким смешным, двигает автоматом сюжет, хоть и персонаж-ваза по-факту; Фагот Коровьев - уже более утонченная (в буквальном смысле) персона, двигающая сюжетную линюю напрямую, осознанно и являющийся для города главным действующим лицом; Азаззело - демон-убийца, хладнокровный солдат, исполняющий свои обязанности и являющийся мостиком между реальным и демоничным, как впрочем и два выше перечисленных. Эти три персоны выполняют олну очень важную функцию - связать всю происходящую чертовщину с одним бесом - Воландом.
И вот тут, вместо коротких и неговорящих ничего описаний просто скажу, что этот вариант сатаны пока самый предпочтительный для меня. Он не злой, спокойный, рассудительный и справедливый. Ему не чужды эмоции, но он, в отличии от простых людей, не испытывает чувств. Не лишен чувства юмора, в общем, самый приятный мужчина из всех, кого я встречал в произведениях и, наверное, в жизни. И вот тут главное его качество, справедливость, и играет очень важную роль в романе. Дело в том, что Воланд, сатана, неоднократно говорит, что "всё будет правильно, на этом построен мир", и делает много вещей, которые как казалось, противоречат и правилам, и законам (причем любым), но по-факту справедливы, после которых претензии могут возникнуть лишь и у самых недалеких. Примеры удел других, я лишл подчеркну момент справедливости, и схожесть в этом с Иешуа.
Да, черт возьми, я просто уверен в том, что Воланд - Иешуа. Мессир - Мессия, голубая сорочками одной тканью - сплошная тряпка, справедливость - доброта. Читайте, перечитывайте и подмечайте такие факты, потому что этот чертов 40-летний еврей не отсавил ни одной вестоки о том, так ли оно на самом деле или нет.
В любом случае, по факту здесь не написано ничего, но вот какая странность: в произведении очень много персонажей-мебели, которые просто есть и всё на этом. Из действующих только Марго, Мастер (и то пассивно), Воланд. Это я про движение сюжета, а не какие-либо действия. Но ведь прелесть не в этом, а именно в тех мелочах, что оставляет после себя шайка демонов. Все эти детали - можно просто запилить огромный разбор мелочей, делающих историю историей, да еще и такой выдающейся.
В общем, читайте, перечитывайте, для меня этот нонсенс. Таково в жизни не было и как бы я не разочаровался в литературе потом, ведь перебить настолько мощное послевкусие сможет далеко не каждый.
P.S. также не забывайте, что в этом мире все сделано и будет сделано правильно, трусость - худший из пороков, а Аннушка уже разлила масло.111,7K