Рецензия на книгу
Морской орел
Джеймс Олдридж
Аноним15 ноября 2019 г.
Абсолютно мужская история: стиль написания, сюжет, герои, динамика - всё по-мужски лаконично, строго, немного сурово, душевно. Очень вовремя я её прочитала, прям как бальзам на душу после женских книжных истерик. В этой истории кажется всё просто, жизнь,смерть, товарищ, земля, море. В книге нет ни одной женской героини, кроме случайных "кушать подано". И это совсем не портит книгу. Действуют в этом книжном мире только мужчины. И мне по нраву мужчины Олдриджа, про них приятно читать, они разные, но они чудесные. Я люблю мужчин. Итак о книге.
Только начало Второй Мировой войны, действие происходит на греческом острове Крит, где Зевса вскормила молоком чудесная коза Амалфея, где жил в лабиринте Минотавр, где Нис защищал свою Мегару, и Зевс наделил его даром превращаться по желанию в Морского Орла, чтобы с высоты выслеживать врагов. Эту легенду про Ниса приводит в эпиграфе Олдридж, объясняя названое книги и имя главного героя, грека. Я такой легенды не слышала. Фокус действия в книге смещён с крупной воздушно-десантной операции по захвату Крита немецкими войсками, на истории забытых на острове остатков английских войск (инглези) и австралийских и новозеландских частей (младшие инглези), которые не успели эвакуироваться, и чья главная задача пробраться к побережью из укрытий в горах, достать лодку и в Египет, к своим. Так встречаются три главных героя книги два австралос великан Стоун, умник Берк (мне кажется в его характере больше всего от автора), и грек Нис - Морской орёл. До войны Нис занимался контрабандой оружия для оппозиционных правительству Метаксаса сил. И начинается их одиссея. Два круга страданий приходится преодолеть героям, пройти через смерть друзей, чтобы воспрянуть для долгой и упорной борьбы с врагом. И если цели австралос ясны - вернуться к своим; цель грека Ниса другая - идти туда, где большая война, и можно принести больше пользы, как ему кажется, пока обстоятельства не раскроют ему способы и средства для борьбы малых сил и маленьких людей в тылу врага.
Лишенное масштабности битв и сражений описание войны, превращает её просто в стихийную силу природы, противостоящую героям, также как морская буря, как ветер, волны, природа, которым противостоит человек. Вместо описания военных сражений, Олдридж сначала показывает морскую бурю, мельтеми. Которая не отпускает героев с острова, пока не пройдут лабиринт до конца. И этот эпизод великолепен. Олдридж во всей красе. Ясно предстаёт перед глазами борьба героев со стихией, крепость рук и твердость духа, главное чтобы лодчонка не подвела. И будто сама собой начинает звучать музыка из фильма "Последний дюйм", тоже Олдридж, та же тема борьбы на пределе, или за пределом человеческих сил. Люблю такое в литературе.
А дальше новый круг борьбы с Минотавром. Обстоятельства которого могли бы показаться забавными, но тон с которым описывает все Олдридж не предполагает смеха, придаёт малым делам простых людей значимость небольшой вселенной. Казалось бы, рыбаки и ловцы губок решили на своих парусных лодках напасть на укреплённую тюрьму на острове, чтобы освободить своих товарищей, которых заперло там правительство Метаксаса. Идет самая страшная война в истории человечества, применяется смертоноснейшее оружие, а тут: ни одной моторной лодки. Да, у греков есть несколько немецких минометов из разбитого неподалёку самолета, ручной пулемёт и немного винтовок. Но рыбаки не умеют стрелять из минометов, для этого им нужна помощь обученных инглези. И разгорается маленькая местная война, в которой гибнут люди, и смерть становится тем более страшной и нелепой, что не понятно ради чего всё это происходит. Это не война с большим врагом, с железноголовыми; это какая-то непонятная стычка где-то на краю земли. Но смерть реальна, и также непоправима, где бы она не случилась.
Нелепость авантюры, в которую ввязываются австралийцы и англичане, не умаляет значения смерти и жизни. Люди бесконечно гибнут в чужих боях. Но смерть также и линза, для проявления человеческих качеств, умения собратья в нужную минуту и просто сделать то что надо. Без пафоса слов, без пустых криков. Всё грустно и печально, это уже не море, чью силу человек признает как неизбежную, реальность, эту стихию сотворили люди. События в конце книги позволяют Нису, Морскому Орлу, найти своё место в будущих сражениях, дают силы на то, чтобы остаться бороться в лабиринте острова, где ему придётся сражаться с Минотавром.
Такие дела.24556