Рецензия на книгу
Часодеи. Часовой ключ
Наталья Щерба
Аноним13 ноября 2019 г.Мне казалось, что детские книги — это книги для детей, а не книги написанные таким языком, словно их писал ребенок. Ибо «Часодеи» определенно написаны человеком, который не умеет писать. Я подробно остановлюсь на всем, что на это указывает, но начнем с того немного хорошего, что есть в книге.
Итак, хорошее: средняя часть книги, она же Акт 2, она же приключения, (то есть с побега Василисы из замка, и до того, как ГГ оказывается в плену у Елены, Макса и иже с ними). Стандартно, откровенно копирует Алису в Стране Чудес, ничем не примечательно, но как попса вполне работает. Не захватывает, но развлечь может. Все, хорошее закончилось.
Начну с критики магической системы, так как до определенного момента она казалась мне очень даже сносной. Я к тому же, каюсь, люблю блестяшки и переливающиеся камни, и чисто визуальные описания магии мне нравились. Однако чем дальше, тем яснее становится, что магическая система совершенно не прорабатывалась, и придумывалась по ходу дела. Нет, само по себе это не вполне недостаток — в сказках магическая система не прорабатывается, и читатель просто наслаждается чудесами. Но когда на тебя всё продолжает и продолжает литься информация, как будто человек прописывает энциклопедию своего мира прямо в рукописи, это просто-напросто скучно. Нет, если читатель может получать от этого удовольствие — флаг ему в руки, но в мире где уже давно существуют «Властелин Колец», «Гарри Поттер», комиксы в конце концов — удивлять читателя просто существованием другого мира, с кучей финтифлюшек — это не интересно. Даже нудно. Это раз. В конце наступает невероятный, неожиданный поворот на основе абсолютно случайного куска информации поданного в общем нудном потоке ворлдбилдинга, и никакого чувства удовлетворения не приносит — это два.
Теперь главная героиня. Давайте на чистоту — Василиса не человек. Вообще никто в Часодеях не человек, и не в том смысле, что фея/дух/магическое создание, а в том смысле что не личность. Первый звоночек, вызвавший у меня подозрения в адекватном восприятии Василисой реальности, случился у меня еще во вступлении. Итак, Василиса сирота, ей 12 и и она живет с «бабушкой», у которой множество кошек, и которой плевать на ребенка с высокой колокольни. Василиса серьёзно занимается гимнастикой, одна из лучших в группе — это правдоподобно, так как она сирота, и понимает, что если она сама о себе не позаботиться, никто о ней не позаботиться. Даже при наличие условной бабушки, и писем от папы, ощущения дома у неё нигде нет, родных, которым на неё не плевать, тоже. Потом конфронтация с жестокими одноклассниками — диалоги конечно плохи, но я училась в такой школе, что вполне готова поверить в происходящее. Вообще про жестокость в книге я скажу отдельно. И так, опекунша Василисы попадает в больницу с ударом сердца. Что происходит с Василисой? Мучает ли её постоянная мысль про интернат, про полное изменение жизненных условий, про то, что её будет сложно общаться со своим единственным другом? Не-а. Думает ли Василиса о своем будущем, представляет ли она себе как ей придется вместо своей родной школы заканчивать интернат, или как она будет бороться за свое гимнастическое будущее, коль уж на этом поприще у неё есть успехи, испытывает ли Василиса хоть толику того, что чувствует настоящий человек? Нет.
Даже Лешку можно было пригласить, потому что кошки неожиданно исчезли – ни одной больше не крутилось у порога. Странное и непонятное, но все же приятное событие.То есть у её опекунши множество — множество — кошек. (Которые по описанию вообще-то живут в квартире, а тут вдруг у порога). И что происходит с Василисой, когда все они внезапно, непонятно куда пропадают — ей плевать. Нет, представьте себе. Ребенку двенадцать лет. Её, в от занимающегося боксом друга, никто по голове не бил. Она еще и сирота, а они в силу необходимости особенно хорошо соображают. И у неё это вообще, абсолютно, совершенно никаких вопросов не вызывает.
И тут ты еще не понимаешь, но уже начинаешь догадываться, что Василиса — мешок с картошкой. Мешок, на который прицепили картонку с надписью «ГГ», и тащат, тащат через сюжет туда, где ей положено быть. И вызван этот эффект мешка с картошкой именно её совершенно неадекватной реакцией на реальность.
В доме отца Василиса никому не нужна, другие дети отца над ней издеваются, она все время находиться в стрессовом состоянии. По идее. От автора Вы этого не узнаете. Автор скорее всего даже не поняла что прописала отца психопатом, особенно если учесть концовку. Даже в первом акте у меня были опасения насчет того, что автор не понимает, что описывает серьёзную психологическую травму. Но концовка, о, концовка меня убила.
Автор вообще не в курсе, что у боли, страданий, унижения есть серьезные психологические последствия, если судить по тому с чего начинается, и как заканчивается третий акт. А начинается он с того, что мокрую, напуганную, обманутую 12-летнюю девочку, прижимают к стене за горло, бьют, пугают, и угрожают ей смертью друга её сверстники-мальчишки. Я не против жестокости как таковой, реальность бывает страшной, и рассказать детям/подросткам, что можно справиться и с достаточно страшными ситуациями — не плохая сама по себе идея.
Но.
Василиса подвергается физическому насилию и психологическому унижению. Для взрослого человека такое бы не прошло бесследно, не говоря уже о главной героине подросткового фэнтези. И вот книга заканчивается, Василиса стоит в часовом круге, рядом как со своими друзьями, так и с людьми, которые пару часов назад прижимали её, беспомощную, за глотку к стенке, и беззаботно смеётся, как будто ничего не произошло. И нет, она не смеется в лицо побежденным врагам, чувствуя поддержку рядом дорогих ей людей. Нет, она просто такая «ха-ха, какое славное приключение», и никаких последствий или воспоминаний с содроганиям о недавних событиях за этим не следует.
И есть еще один важный симптом безликого персонажа — Василиса не делает выбор. Даже с тем, чтобы быть часовщицей, она не определилась — просто сюжету нужно было как-то переместить её в следующую локацию, и поэтому она сказала то что сказала. Ладно, допустим она и вправду запуталась. Но какой же выбор она делала в таком случае? Когда она прошла за папиным культом в тайных проход за часами, она это не выбирала — ей нужно было убегать от преследователей, так что сколько бы отец не называл её
слишком любопытной, на практике это не так. Находясь в не комфортной, враждебной обстановке в чужом доме, выбирает ли она хотя бы попытаться сбежать к Лешке? Нет, и, что важно, не сбегать она тоже не выбирает — никаких аргументов за и против, никакого страха наказания, или того что без отца она окажется без финансовой поддержки, и никакого решения терпеть свою семейку, так как это стратегически выгодней. Единственные решения, которые она принимает касаются сиюминутной угрозы. События ведут её из точки А в точку Б, в точку Ц, и в финал книги, и она к выбору своего маршрута непричастна.Также замечю, что персонажи тут все так или иначе неадекватные, та же Елена, которая ведет себя с ребенком как будто она не агент тайной организации, мастер интриг, и убийца тех, кто встанет у неё на пути, а Василисина сверстница, случайно попавшая в тело взрослой тети.
Коротко про сюжет. По концовке думаю очевидно, что костяк сюжета не был заранее продуман. Концовка неожиданная и рваная. Вроде и что-то сходиться, с упоминанием заранее заколки и часового круга, но все равно есть ощущение что это не то место, куда шел персонаж в течении книги.
Ну и напоследок, не самое важное, но коль скоро это популярная подростковая книга, скажу про посыл. Его нет. Для сравнения открыла Емца на случайной странице и попала на умную мысль. Потом открыла еще, и еще, и поняла что где-то раз в три разворота обязательно попадается мудрое высказывание про жизнь. Гарри Поттер, согласитесь тоже набит полезными посылами под завязку, хоть и не так прямо высказанными. Часодеи в этом смысле пусты, что для подростковой книги все таки несколько неприлично.
19650