Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Странствия убийцы

Робин Хобб

  • Аватар пользователя
    Аноним13 ноября 2019 г.

    Выбор для сильных. Оправдания для всех остальных.

    Много спойлеров обо всех книгах трилогии.

    Пролог.
    В первой книге описываются события, служащие основой для двух последующих книг. Первая книга это фундамент, на котором строится вся остальная история. К первой книге есть серьезные вопросы, ответы на которые автор либо даёт, но слабость аргументации чувствуется за милю, либо не даёт совсем:

    • Почему во время нападения пиратов, король не приказал начать строительство военного флота?
    • Почему король не приказал эвакуировать население прибрежных территорий в города с каменными стенами, если регулярной армии не хватало для их защиты, а оружия им не выдавали?

      О вопросах подробнее.


    Суда, на которых осуществляют плавание жители Шести Герцогств и пираты, это, в основном – парусно-гребные суда - однопалубные, одномачтовые, с квадратным парусом, весельные суда с рулевым веслом и отсутствием артиллерии. Конструкция таких судов проста, по сравнению с судами 16 века в нашем мире - многопалубными, трехмачтовыми, с артиллерией, с большим количеством парусов, бегучего, стоячего такелажа и сложностью управления такими судами.
    Суда Шести Герцогств, как и любые другие деревянные суда, можно строить из сырого леса. Они будут менее долговечными, но их можно будет эксплуатировать, пока лесоматериал для строительства военного флота будет сохнуть.
    Суда можно строить из сухостоя. Сухостой это готовое высушенное дерево. Такой материал можно сразу пускать в строительство, он изначально полностью готов. Более того, такой материал лучше искусственно высушенного лесоматериала, т.к. сох естественно.
    Использовать для строительства судов можно сосну, лиственницу, дуб. В Шести Герцогствах есть лес для строительства судов (торговые суда ходят). Есть люди, которые могут строить и которые могут проектировать суда (во второй книге они появляются). Есть люди, которые могут ходить на таких судах.
    Ничего из этого не происходит в первой книге. Это объясняется самоустранением Шрюда и безынициативностью Верити. Что странно. Как можно воспринимать всерьез правителей, не способных к принятию таких примитивных мер как строительство флота и эвакуация людей? Притом, что во второй книге, строительство военных судов начинается, только количество просто смехотворно, учитывая ресурсы, которыми обладает Шесть Герцогств. Да, это объясняется тем, что используется дуб из горного королевства, а строители настояли на том, что лесоматериал для остальных судов должен высохнуть. Что также смехотворно, т.к.,
    во-первых: характеристики судов из сырого леса ничем не будут отличаться от судов из сухого леса, кроме долговечности, которая не нужна, учитывая ситуацию,
    во-вторых: раз строят торговые суда, лес должен быть. К тому же, есть сухостой. Источник: история кораблестроения, Голландия.

    Далее. Прибрежные герцогства. Прибрежные поселения. Если эвакуировать людей этих поселений в города с каменными стенами, страна не лишится продовольствия, а эвакуированные люди не будут болтаться без дела, хоть им и потребуется финансовая помощь государства. Зато пираты не смогут до них добраться.
    Ничего из этого не происходит. Ответов на этот вопрос автор не дает. Король сидит в Оленьем замке и работает силой, не предпринимая никаких логичных шагов. Люди остаются на побережье, герцоги спят. Так происходит завязка к следующим двум книгам.

    Стоит ли говорить, что это слабая завязка. Очень слабая. Первая книга несовершенна в плане политики и экономики. И на таком фундаменте строятся стены второй и третьей книги. На это важно обратить внимание, т.к. дальше автор использует завязку первой книги, чтобы донести до читателя свои главные мысли.

    Фабула.
    Главные мысли автора - жертва, жизнь ради другого человека (что не равно жизни рядом с тем, кого любишь), неотвратимость судьбы, отсутствие выбора, одиночество.

    События, описывающие эти сущности (вторая и третья книги), реалистичны, жизненны, вполне естественны. Фундамент (первая книга), который даёт им толчок, нет. Некоторые персонажи готовы сойти со страниц книги.
    Эти события (вторая, третья книги) как и было сказано, реалистичны, автор знает как причинить боль герою. Хотя, в начале второй книги есть диалоги, которые не выглядят естественными (благодарность Фитца, высказываемая Барричу, по прибытии в замок; сцена, которую устраивает Фитц с Молли в комнате Пейшенс, говоря, что он так больше не может).

    Главные мысли автора подробнее.
    Жертва. Есть не что иное, как выбор. Человек, который делает этот выбор против своей воли, под давлением (как он считает) непреодолимых обстоятельств (т.е., возможно, нет), попирая собственную жизнь и счастье, ставя на карту тех, за кого он лично несёт ответственность - такой человек обрекает себя на заслуженные муки и последствия такой жертвы.

    Когда Фитц забрался в комнату Молли через окно и выпалил, что завтра же пойдет просить разрешения жениться на ней у короля, зная, что он его собственность и что он с Молли это все то, о чем говорила Пейшенс (что он слишком ценное орудие, чтобы король его отпустил) - он сделал выбор. Более того, зная, в какой опасности будет Молли, учитывая, что его дядя мстительное ничтожество и что Молли станет рычагом, а действия Фитца могут быть сдержаны этим рычагом или иметь необратимые последствия - он делает выбор лечь с ней в постель и разделить ее и свою любовь. После этого, он становится в ответе за неё и несёт ответственность за неё и их возможного ребёнка - ответственность, намного более весомую, чем все земли и народы мира вместе взятые. Потому что нет ничего важнее любимой женщины, которую ты связал с собой по своей воле и за которую ты теперь отвечаешь.
    Знал ли он это? Многое из перечисленных выше вещей, да. Остальное, должен был знать. Когда действие происходит не раз, пути назад нет.
    Фитц сделал выбор, поставив на карту многое. Зная, что именно поставлено на карту. И коли, после всего этого, действительность его жизни постучалась к нему в дверь, и напомнила о себе, было поздно. Пришло время делать выбор снова.
    Когда Молли вываляли в грязи два ничтожества и напугали до смерти, это было ожидаемо. Время пришло, Фитц. Это твоя действительность и она никуда не делась. Ты знал, что так может быть.

    После этого, Фитц приносит в жертву то, что связал с собой добровольно, ради мнимых Шести Герцогств и людей, чьей собственностью он является. Обрекая себя и ту, за кого взял добровольно ответственность, на муки и смертельные последствия. Это зовётся жертвой, в основе которой лежит добровольный, осознанный выбор главного героя, исход которого он не мог не предвидеть, не мог не знать, что такой конец возможен. А значит, его жертва это не результат непреодолимых обстоятельств, отсутствие альтернативы или великий подвиг - это собственная глупость. Следствие своих действий. Наказание за свою тупость, недальновидность, легкомыслие и сиюминутные желания. В отличие от Верити, что был рожден править и быть в ответе перед всеми.

    Расплата это угроза жизни Молли негодяями Регала и вынужденное игнорирование друг другом Молли и Фитца. Затем и расставание, что логично т.к. одних намерений жениться, защитить, обеспечить будущее - недостаточно. Действий нет. Фитц не может даже приблизиться к Молли. Не говоря о том (что он признает), что даже если бы он узнал о том, что у него будет ребёнок, ничего бы не изменилось. Он бы не последовал с Молли, а остался бы в замке. Под этим наказанием не имеются в виду события 3-ей книги, о нет. О них будет сказано потом.

    Жизнь ради другого человека. Есть не что иное, как выбор. Может ли это быть необходимостью, работой? Да. Может ли это принести мир самому себе? Нет, только разлад и воздаяние. Можно ли от этого отказаться? В любой момент.
    Когда живешь ради другого человека, делаешь то, что хочет другой, не ты. Делаешь то, что приказано, если другой обладает властью над твоей жизнью. Тратишь свою энергию и жизненную силу на желания другого человека, не имея собственной жизни или собственноручно разрушая ее. Вывод о разладе и наказании логичен сам по себе и хорошо виден в третьей книге, когда Фитц не хочет связываться с Верити и жить прежней жизнью раба. Когда его выбор - жить ради других, приводит его к таким серьезным страданиям и мукам, о которых у Достоевского нет ни слова.

    Неотвратимость судьбы. Есть миф. Вся жизнь человека есть его выбор.

    Отсутствие выбора. Смехотворно само по себе. Рассказать бы об этом Говарду Рорку и Дагни Таггерт.

    Одиночество. Есть выбор. Человек не одинок, когда один. У него есть он сам. Если человек постоянно испытывает одиночество, значит, он не зрел, не самостоятелен, зависим от других. Сильному человеку не нужен другой человек, чтобы чувствовать себя не одиноким. Все, что ему нужно, всегда есть внутри него, в его голове. Нужно только найти это.

    Таким образом, болезненные события второй книги, касающиеся личной жизни главного героя, построены только на его прямом выборе (прыжок в окно комнаты Молли), а не на непреодолимых обстоятельствах жизни и тяжелой ноше долга. Это важно понимать.

    В третьей книге, после воскрешения, Фитц решает начать жизнь заново, с намерением делать то, что хочет он, а не хотят от него.
    Думая, как жить дальше, он принимает решение убить Регала.
    К сожалению, он не делает главного.
    Он не возвращается к Молли, рассуждая о том, что она его не примет, презирая из-за дара, говоря себе, что со старой жизнью покончено. Уверенный в том, что у нее есть другой и с их отношениями покончено. Тем не менее, он постоянно тянется к ней силой. Часто вспоминает.
    О чем это говорит? Как уже было описано раннее, уход Молли был логичен. Фитц имел одни намерения. Действий не было. Из-за этого, ее жизни угрожала прямая опасность (и жизни ее ребенка). Плюс, был откровенный разговор Молли с Фитцем, в котором тот признался, что будь Молли беременна, он бы не ушел с ней. Можно ли предположить, что если бы он любил Молли чуть сильнее, он бы узнал у Баррича, что она ни с кем не живет, т.к. не так-то просто ее забыть? Да, можно. Можно ли предположить, что если бы он любил Молли немного отчаяннее, он бы пришел к ней? Конечно. Сердце его тянулось к ней.
    Изменилось бы что-нибудь, если бы он вернулся к Молли? Все.
    Он бы стал свидетелем рождения своей дочери, какое-то время помогал бы любимой женщине и дочке, дал бы знать, что он жив, нашёл бы слова объяснить Молли, что он должен найти и помочь Верити, должен убить Регала, иначе, куда бы они ни двинулись, они никогда не будут в безопасности. Да, ему пришлось бы быть осторожным и не показываться, чтобы его не узнали, только это мелочи, которые впоследствии он признает сам.
    Но основания для такого возвращения были слабыми.

    А вот основания для возвращения из могилы в другом виде, отнюдь, не были слабыми. Они были каменными. В тот момент, когда он увидел свою дочь.
    Изменилось бы что-нибудь, если бы он нашел способ сообщить Молли, что он жив? Найти слова, чтобы объяснить свои действия и вернуться к ней из могилы в тот момент? Все.
    Можно было бы объяснить, что теперь он вынужден идти к Верити, из-за печати силы. Объяснить все. Сказать правду о том как сильно он ее любит. Баррич знал бы, что он жив и дал бы слово, что позаботится о Молли и Неттл, пока он не вернется.
    Тогда, его поход к Верити был бы подвигом, а не жертвоприношением себя и разрушением своей жизни. Это было бы исполнение долга мужчины для защиты своей семьи, а не слепая жизнь ради другого человека, в угоду вещам менее важным, чем любимая женщина и дочка, которые даже не знают о тебе.
    Вспоминается Найнив, ее испытание и разговор с Эгвейн.

    В конце испытания, Найнив, несмотря на правила и риск не получить шаль, стала защищать Лана, любимого человека и своего мужа от неминуемой смерти, идя против условий прохождения испытания, и чуть не разрушила Тер'ангриал. В разговоре с Эгвейн она сказала, что если бы ситуация повторилась, она бы сделала тоже самое. Что для неё на первом месте находится не Белая Башня, а семья. И что всем Айз Седай стоит задуматься об этом, т.к. по её мнению, если бы больше Айз Седай имели семьи, то раскола Башни не произошло.

    Кто читал, знает.

    Можно ли было найти способ, дать Молли знать, что Фитц жив и объяснить все остальное? Да. Все это могло быть результатом желания, силы воли и выбора. Например, отправить Ночного Волка с запиской к Рольфу, а оттуда, тот бы доставил ее до Баррича. Или напрямую к Сердцу Стаи. Или найти способ, сделать это силой. Все можно было сделать. Было бы желание и воля. Я уже молчу о встрече с Чейдом.
    Но Фитц делает другой выбор. Роковой.
    У тебя появилась дочь, Фитц. Твоя дочь. И ты не сообщаешь Молли, что жив, боясь того, что она подумает о том, где ты пропадал...
    Странный выбор. И все последующие события книги, касающиеся мук и страданий главного героя, есть результат его странного выбора. Что так же, как и во второй части, говорит о том, что это не последствия непреодолимых обстоятельств и неотвратимости судьбы, а лишь последствия собственного, добровольного и осознанного выбора. Выбора глупого и незрелого. Что наводит на совершенно чёткие мысли обо всем происходящем.
    Он принимает решение, основываясь не на том, чего он действительно хочет, а на том, что, по его мнению, будет чувствовать и делать другой человек (Молли), если он сделает то, чего он хочет.

    Эпилог.
    До примерно 550-й страницы третьей книги, думал, что автор решила показать какой тяжёлой может быть жизнь человека и сколько страданий может выпасть на его долю. Если он, ведомый благими намерениями (убить Регала), оказывается вынужден (приказ Верити силой) принести себя в жертву ради высшей цели, не жалея себя ни секунды, не заботясь о том, чтобы его семья узнала о том, что он жив, боясь (опять), что подумает Молли. И автор оправдывает все это неотвратимостью судьбы, отсутствием выбора, наличием высшей цели, необходимостью стать жертвенным.

    После, задумался. И то, о чем и к чему пришел, изложил выше. Возможно, автор наоборот, решила показать к чему такой выбор может привести. И как опасно, жить не ради себя, а ради других. У неё отлично получилось. Достоевский не смог бы лучше передать муки и страдания так, как описала это она. Насколько это глупо. И насколько это не стоит жизни хоть десяти миров и миллионов чужих жизней. Добавить эту трилогию к книгам: «Источник» и «Атлант расправил плечи» для демонстрации антипримера.

    В то же время, последние слова Кеттрикен, адресованные Фитцу, возможно, опровергают намерения автора. Только это ничего не меняет, т.к.,
    во-первых: цена, которую платит Фитц, слишком высока и никогда не перевесит ни количество спасенных чужих жизней, ни размер спасенных земель. Просто потому, что у Фитца была возможность вернуться к Молли и он мог бы сделать это. Но не сделал, осуществив роковой выбор, основанный на мальчишеской глупости о том, что подумает другой человек, если он поступит так, как желает поступить. То есть, это не властные обстоятельства и не фатальность судьбы,
    во-вторых: у Кеттрикен есть муж, с которым она, в итоге, встречается, и который жив. В то время как семья Фитца так и не узнаёт о том, что он дышит,
    в-третьих: Кеттрикен королева, у нее есть привилегия сделать выбор в пользу жертвенной. Фитц, обычный человек, на его плечах не лежит весь мир. На его плечах, в первую очередь, лежит Молли и ее дочь, Неттл.

    Поэтому, когда последствия выбора Фитца дали о себе знать в комнате трактира с Молли и Барричем, я воспринял это абсолютно ровно, не разделив того, что испытал главный герой. И возник вопрос: почему герой испытал боль? Разве все его поступки не вели к этому? Вот если бы Фитц сообщил, что он жив и объяснил, что к чему - и это произошло, тогда ненависть была бы безгранична. А так. Наоборот, так и должно было быть. Слишком много ошибок Фитца и последствий его сознательного выбора к этому вело. Это было нормально, и я был только за то, что это оказался Баррич, настоящий мужчина, а не какое-нибудь ничтожество. В конечном итоге, именно Баррич чинил крышу и работал в поле, шил обувь и рубил дрова, спал в сыром сарае и ухаживал за Неттл. Он достоин. Любовь Молли к такому человеку была очевидна и ясна, учитывая сколько прошло времени, сколько выпало на ее долю, и сколько выпало бы еще, если бы его не было, и то, что Фитц-мужчина мёртв. Остался только Фитц-мальчик. Спасти Неттл можно было только через брак безо лжи, после нападения людей ничтожества Регала. Вот и все.

    Более того, если бы Фитц вёл себя как мужчина, а не мальчик, этого бы не произошло. По дороге к Верити он мало думал, был наивен и глуп. Постоянно причитал, что устал делать то, что должен (сконцентрироваться на игре, на чем угодно, только не на семье). Мог он держать язык за зубами, зная, что шут может быть управляем? Конечно, стоило немного подумать. Мог он, до похода в Горном Королевстве, не думать о Молли, выкинуть ее из головы, чтобы не узнать, где она находится, или бежать из сна, когда услышал часть названия места? Мог бы, если бы собрал волю в кулак. Мог бы, если бы захотел (ведь бежал он из сна, когда стал свидетелем сцены Молли и Баррича). Мог бы остаться у Рольфа и взять пару уроков. Мог бы. Я уже не говорю об откровениях со Старлинг.
    Еще, когда Фитц освободил Кеттл, дал ей возможность снова работать силой, почему он сразу же не попросил ее или Верити предупредить Молли о том, что надвигается опасность и сказать, что он, Фитц, жив?
    Вместо этого он лег спать. Дальнейшие события известны. Мог он это сделать? Мог.
    Но не сделал. А я все ждал, когда он станет мужчиной? Когда он скажет: "Нет!" происходящему и пойдёт наперерез идиотскому жертвоприношению и бессмысленному саморазрушению и сделает, и начнёт делать то, что он должен делать, а не телепаться как белье на ветру, качаясь туда, куда подуют обстоятельства или сиюминутные желания, а не твердый выбор ради себя и своей семьи. Не дождался. Не дождался. Хотя и да, он противостоял тому, чтобы его дочь не забрали, только это не одному ему было решать. Но главное, он не сообщил своей семье, что жив, не объяснился. Не вернулся к тем, кто очень сильно его любил.

    Значит ли это, что действия Фитца в ситуациях, требующих сражаться за свою жизнь, не достойны восхищения? Нет. Конечно, достойны.

    Итог.
    Кто герой этой трилогии? Верити? Кеттрикен? Фитц?

    Для меня, ни один из них.
    Для меня, Молли.
    Молли много раз говорила Фитцу, что им не следует связывать свои жизни вместе, что ничего хорошего из этого не выйдет. Несмотря на то, что горячо любила его. Она знала, на что идет, и какие могут быть последствия. Она хорошо обдумала, каким может быть предстоящее плавание. Она также знала, чего лишается, если они не связывают свои жизни друг с другом.
    Когда Фитц связал с ней жизнь, они оба старались держаться на плаву, борясь с непогодой. Это было чарующе, красиво, реалистично, хотя и опасно. Насладиться этим в полной мере было проблематично, т.к. постоянно ожидался удар по Молли от червя Регала и причинение ей непоправимого вреда. Да, Молли была не готова к постоянному отсутствию Фитца и его недоговариванию. Тем не менее, она была рядом и приспосабливалась. Но один дал слабину и они начали тонуть. Нет, Фитц знал, что могут быть последствия и опасность, но, этого было не достаточно. Один не захотел обдумать все тщательнее и рассудить полнее, какими могут быть эффекты, перед тем, как брать на себя ответственность за другого человека.
    После осознания того, что Фитц за ней не последует, и не сможет ее защитить, даже если бы у них был ребенок, она уходит. С ребенком Фитца. Да, она хотела от него избавиться, и Баррич ее переубедил. Тем не менее, она не избавилась.
    Когда она носила его ребенка, она хранила Фитца в своем сердце и простила бы его, если бы он вернулся за ней. Ей ужасно его не хватало.
    Защита своего ребенка от опасности не причина для песни менестреля, тем не менее. Для убийства человека и голого блефа для сохранения жизни своего ребенка нужен сильный дух. Этим Молли обладала.
    И последнее. Когда Баррич предложил ей отдать Неттл под покровительство истинного короля, чтобы Чейд увез ее в безопасное место, глаза ее потемнели и она послала любого представителя такой безопасности на Внешние острова к пиратам, прорычав, что никогда никому не продаст свою дочь, ни за деньги, ни за безопасность.

    И Баррич.
    Когда он отказался видеть Пейшенс, он сделал выбор. По собственному желанию, хорошо все обдумав. Что касается Фитца, он тоже сделал выбор, обратный тому, что сделал Баррич, но отказался брать ответственность за этот выбор, что не одно и то же.
    В остальном, Баррич делал то, что должен был делать, когда должен был это делать. И то, что любил. Лошади, быки, птицы.
    Фитц, решил усидеть на двух стульях, и рухнул.

    Содержит спойлеры
    10
    509