Рецензия на книгу
Eleanor Oliphant is Completely Fine
Gail Honeyman
Аноним8 ноября 2019 г.В последнее время книжные боги мне не благоволят - книги самых разных жанров, с высокими рейтингами и положительными отзывами, меня оставляют в лучшем случае равнодушной. Увы, так случилось и с этой книгой.
История странной, нелюдимой и очень одинокой женщины с трагическим прошлым, которая проходит через кризис и начинает постепенно налаживать свою жизнь, совершенно меня не тронула. В первую, очередь из-за большого количества нестыковок и недомолвок в сюжете.
Отмечу те детали, что резали глаз особенно сильно, т.е. те, которым я, как читатель, не поверила (дальше будут спойлеры!):
1. Алкоголизм
Героиня каждые выходные выпивает по два литра водки в течение почти десяти лет. При этом она спокойно переносит такие дозы (что соответствует развитию алкоголизма, а вовсе не крепкому здоровью, по её версии), выглядит моложе своих лет, не повышает дозу и совершенно без всяких последствий прекращает выпивать, когда принимает такое решение.2. Терапия
Героиня обращается к врачу, ей ставят диагноз "клиническая депрессия" и она за полтора месяца без смс и регистрации без таблеток, с помощью одной только психотерапии, уборки и кошки успешно излечивается (или, по крайней мере, добивается значительного улучшения состояния.
На первой же встрече её врач начинает настойчиво интересоваться болезненными для неё темами и сразу же предлагает попробовать метод "пустого стула" (представь, что на этом стуле сидит твоя мама и поговори с ней), после которого отпускает героиню в слезах восвояси. Я, конечно, исхожу только из своего опыта, но первая встреча обычно бывает ознакомительной, а использование таких методов планируется врачом заранее, с запасом времени на то, чтобы привести пациента в относительно адекватное состояние. Встречаясь с человеком в первый раз и сразу же пытаясь с наскока выдернуть у него явно травмирующие воспоминания, а потом отпуская в растрёпанных чувствах, психотерапевт не может дать гарантии, что после сессии этот человек не пойдёт, например, с моста прыгать. Или что вообще ещё раз придёт. Но тут, психотерапевт, видимо, ещё и немного ясновидица. Кроме того, за полтора месяца она чрезвычайно быстро "раскручивает" героиню на "всё вспомнить - простить себя - жить дальше".3. Болезнь.
Кроме чрезвычайно легко прошедших алкоголизма и клинической депрессии героиня ещё и страдала слуховыми галлюцинациями - по крайней мере, других объяснений еженедельным разговорам с умершей мамой (с такими деталями, как курение сигарет и пререкания с сокамерницами) у меня нет. Так это шизофрения, не? Или ещё что-то довольно серьёзное, где требуется уже психиатр. И эти галлюцинации тоже проходят по щелчку, в один момент. А психотерапевт, зная о них, ничего не предпринимает дополнительно.4. Прошлое.
Личность мамы вызывала у меня большое любопытство - её любовь к изысканности, чем она зарабатывала на жизнь, откуда разбиралась в деликатесах, кто были её родители (бабушка и дедушка главной героини). Но автор не отвечает на эти вопросы вообще. Вот такая была женщина-монстр. Всё. Возможно это и соответствует тому, как обычно бывает в жизни, не на все вопросы мы получаем ответы сразу, но на фоне остальных, довольно фантастических, сюжетных поворотов, эта недосказанность выглядит, скорее, как нежелание автора придумать логичное объяснение.В целом, книга мне напомнила «The Rosie Project» Graeme Simsion . Обе книги идеально подходят для экранизаций, в обеих книгах неуклюжие нелюдимые персонажи, в обеих книгах затрагивается тема психического здоровья. Да, и оба автора слабо разбираются в матчасти (Симсион - в расстройствах аутистического спектра и синдроме Аспергера, Ханиман - в депрессивных расстройствах и алкоголизме). Однако в книге Симсиона всё же сюжет был гораздо стройнее и правдоподобнее, комичные ситуации, происходящие с главным героем, мне показались смешнее, да и персонажи были более живыми.
20906