Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Tokyo Zodiac Murders

Содзи Симада

  • Аватар пользователя
    Count_in_Law5 ноября 2019 г.
    В конструкции здания невозможно разобраться, если лишь любоваться декоративными элементами.

    "Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись", - писал Редьярд Киплинг.
    Добавила бы, что им не сойтись даже в том, что именно нужно понимать под детективной литературой.
    Содзи Симада вот обновил для современного читателя жанр "хонкаку-детектив", однако для жителя Запада это якобы остросюжетное развлечение всё равно получилось несколько странным - что по стилю изложения, что по духу.

    На первый взгляд, все основные компоненты классического западного канона тут на месте.
    Есть феноменально одаренный сыщик-любитель с причудами. Есть рассказчик, он же друг, помощник и свидетель-летописец гения. Имеется и максимально запутанное преступление (а точнее, даже три), выстроенное на заметках одержимого астрологией художника.
    Вот только дальше все эти ладные компоненты в единое блюдо не складываются. И причиной тому, как мне показалось, служит стремление автора смешать Восток с Западом, примирить их в одной истории, хотя сделать это по определению невозможно.

    Для привычного нам детектива здесь отчаянно не хватает действия и внятных поступков участников событий.
    Треть книги герои проводят в бесконечном диалоге, подробно обсуждая обстоятельства дела и все имеющиеся версии. Такое отлично прокатило бы в модном ныне формате криминального подкаста, но плохо воспринимается в художественной литературе.
    Далее в повествование вваливается Случай в виде внезапно объявившегося письма абсолютно нового персонажа, которое разом разрешает примерно половину важных нестыковок.
    Еще треть книги рассказчик в одиночестве (почему в отсутствие гения - это отдельная песня, фальшивая настолько, что писать об этом не хочется) таскается по Киото и собирает кучу типа важных зацепок.
    А потом гения озаряет, и читателю остается только возопить: "WTF?!", потому что теперь половину прочитанного можно с чистой совестью спустить в унитаз, ибо оно оказалось намеренно взбитой ради отвлечения внимания пеной.

    Тогда, быть может, надо подходить к произведению с точки зрения труднопознаваемой восточной души? В конце концов, хонкаку-загадки изобрели именно японцы, а в финале явно сквозит идея вселенской справедливости, обеспечившей отсутствие для преступника того счастливого эффекта, на который он рассчитывал (зло не способно принести благополучие, так-то). Казалось бы, во всё это можно плеснуть побольше колорита и интересных деталей, замешав уникальный рецепт, но и этого тоже не происходит.
    Антуража Японии в книге отчаянно не хватает, он мелькает лишь фоном в паре мест. От Японии тут, скорее, манера общения персонажей. Примерно такое же недоумение вызывали у меня диалоги героев "Звонка" Кодзи Судзуки - японцы, разговаривающие между собой на смеси бесконечного ехидства и простецкого языка, по-прежнему выбиваются из моей картины мира (хотя теперь уже есть повод видеть в этом некую систему, а, следовательно, и повествовательную традицию японской развлекательной литературы).

    Что касается самой загадки, то она довольно интересная и действительно позволяет разгадать её раньше финала произведения. Однако сделать это можно чисто механически, применив сухую логику к трупам и обстоятельствам - такое вот однобокое упражнение в дедукции. Взаимоотношения убитых и подозреваемых изначально не являются предметом интереса следователей, а потому осознать мотивацию можно будет только в финале (и форме преподнесенного на тарелочке признания преступника).
    Неработающий принцип "кому выгодно", механистичность загадки-отгадки, большой объем ненужной пены, оставляющий после себя легкое ощущение обманутости, и довольно скучное в основной своей массе повествование не дают признать эту книгу чем-то большим, чем любопытным экспериментом. Прежде всего над собой - по освоению нового для себя жанра.


    • Прямо-таки выставка оригинальных изобретений. Если тебе интересно, в книжке все есть. Можешь ознакомиться.
    • Спасибо, не надо. Неохота тратить время на такие развлечения. И так все понятно. У них на любой вопрос ответ найдется.

      Приятного вам шелеста страниц!

    38
    1,4K