Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Лед и вода, вода и лед

Майгулль Аксельссон

  • Аватар пользователя
    Аноним4 ноября 2019 г.

    Майгуль Аксельссон уже имела у меня большой кредит читательского доверия после "Апрельской ведьмы" - романа пронзительного, бьющего по больному, насквозь скандинавского, но почему-то очень близкого. Поэтому "Лёд и воду" я брала в руки с огромным предвкушением приятного продолжения знакомства. Но, если честно, до "Апрельской" ведьмы эта книга откровенно не дотягивает, проблемы в ней кажутся мелковатыми и в целом решаемыми, а персонажи не вызывают ни симпатии, ни сопереживания.

    На огромном ледоколе совершает экспедицию группа исследователей - биологов, химиков, метеорологов, затесалась туда и скромная писательница Сюсанна. Все начинается с интриги - грязной и тревожной: кто-то повадился угрожать Сюсанне, проникая в ее каюту и оставляя очень неаппетитные и пугающие послания. А Сюсанна, женщина очень странная и какая-то затюканная, отчего-то стыдится вынести этот факт на всеобщее обсуждение, и молча терпит происходящее. Обозначив интригу, автор вернется к ней настолько нескоро, что можно смело откладывать эту информацию в сторону.
    И начинается рассказ об одной очень страдающей скандинавской семье.

    У матери Сюсанны Инес была сестра-близнец Элси. Будучи подростками, сестры разошлись во взглядах и интересах, да так и не нашли общего языка. Элси забеременела нежеланным Бьорном, которого абрала и вырастила Инес. Она же родила Сюсанну, очевидно, просто для того, чтобы обожаемый приемный сын не рос в одиночестве. В итоге Бьорн оказался окружен двойнм вниманием - обожающей его тетки, заменившей мать, и матери, которая мало участвовала в воспитании, но мучилась чувством вины и любила этого ребенка на свой лад. Заброшенная Сюсанна, чьи интересы никогда не принимались в рассчет, только раздражает родную мать - своим внешним видом, своим взрослением, тем, что она не Бьорн.
    Молодой человек в какой-то момент получает счастливый билет и становится местным поп-кумиром. Но, будучи натурой мятущейся, изнеженной, не разбирающейся в людях и неприспособленной к жизни, не выдерживает проверки славой. Связанная с ним трагедия подкосила по очереди всю семью. Да и были ли эти люди, холодные и чужие друг другу, на самом деле семьёй?

    Роман очень неровный, путаный, с регулярными вкраплениями каких-то обрывочных, никуда не ведущих линий. Совершенно непонятно, зачем здесь нужна была информация про корабельного врача и его брак с Евой. Чтобы показать, что Ева в этой жизни не пропадет, что она не изменилась? А разве это непонятно? В самом конце мы узнаем, кто и почему портил жизнь Сюсанне. Ну ладно, насчет "почему" можно поспорить, обоснование так себе. Но где разгадка главной трагедии? Слишом много всего здесь закончилось ничем или не закончилось вовсе.
    При всем объеме трагедий персонажей сами они остаются безликими, словно полностью состоящими из неуверенности, неустроенности и неудовлетворенности. Середина романа безбожно провисла, не находя точек опоры - действия, характера, истории. Вывод здесь только один: нельзя зацикливаться, нужно смотреть вокруг себя и видеть своих близких, не держать свои мысли и чувства в себе, говорить со своей семьей, интересоваться ею.

    Эта история - совсем не моя. А я видела, как пишет Аксельссон - она может гораздо лучше.

    21
    542