Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Блеск и нищета куртизанок

Оноре де Бальзак

  • Аватар пользователя
    Аноним3 ноября 2019 г.

    А куртизанки кто? За древностию лет...

    Своим внушительным видом и мелким шрифтом произведение французского классика способно отпугнуть многих любопытствующих. Может, оно и к лучшему, ведь погружение в историю не для всех проходит успешно. Даже рискнувший познакомиться с низкими страстями высшего общества вынужден изначально принять наличие занудства на еще не раскрытых страницах. В идеале муторность повествования и сложный язык должны компенсироваться скандалами и интригами…
    В 1824 году в Опере все внимание общества приковано к ослепительно красивому молодому юноше. Ныне он именуется не иначе как Люсьен де Рюбампре. Здесь он известен как аптекарский сынок и журналист, которого вывела в свет богатая покровительница. Некоторое время он отсутствовал в подобных местах, а теперь снова сияет всем на зависть еще и в компании незнакомки в маске. Его коллеги по цеху, внимательно осмотрев партию юноши, приходят к неутешительному выводу, что это известная в определенных кругах куртизанка Торпиль. Зал быстро распространяется слухом, и влюбленные вынуждены преждевременно покинуть злорадствующее общество. Совершенно разбитая Торпиль, готовая на все ради счастья любимого, решает покончить жизнь самоубийством. Все жертвы лишь бы смыть позор с Люсьена, который уже почти закрепился в высшем свете. Спасение неожиданно приходит от незнакомого священника. Он призывает девушку ступить на честный путь ради блага своего подопечного и ее собственного. Первым делом она должна принять крещение и отречься от прошлого, а дальше – больше…
    Завязка звучит весьма убедительно и многообещающе. Однако сюжет быстро сворачивает с вынесенного в заглавие пути, пускаясь в описание блеска и нищеты французского общества середины XIX века. Вместо обещанных куртизанок, которые предполагаются в количестве больше трех, или хотя бы скромного дома терпимости, переживающего взлет и падение – исключительно для образности повествования, вниманию читателя предлагается просто типичная вневременная история тернистого пути к лучшей жизни. Но и она отходит на второй план. Во главе – обличение пороков общества, где богатство меняет только цену вопроса той или иной проблемы. Все стремятся к счастью, и ради него готовы идти на любые жертвы, свои и особенно чужие. Беглые каторжники ничем оказываются не лучше лордов и маркизов, учитывая способы получения этих титулов. А представительные дамы так же подвержены любовным страстям и озабоченностью своим туалетом, как и куртизанки, от самой дешевой до самой дорогой. Спустя почти два века ничего глобально не изменилось: кумовство, взяточничество, мошенничество, проституция и т.д. имеют место и в современном обществе. Но чтобы это понять, не нужно читать 600 страниц: сводки новостей, знание истории и их анализ дадут те же самые результаты. Более того, второй способ, наоборот, оставит чуть более радужное послевкусие с надеждой на то, что жизнь все-таки налаживается, а виновные наказываются. Бальзак же не разделяет этого оптимистичного взгляда.
    Объем книги действительно угнетает. Ситуация осложняется еще и специфичной манерой изложения автора. Дело тут даже не в особом слоге, который можно отнести к обыкновениям классической литературы. Все гораздо хуже. Памятуя, что книга – эдакий сборник статей, которые выходили в периодике на протяжении нескольких лет, некоторые эпизоды вызывают сомнение в своей значимости для основного замысла автора. Кажется, что подробнейший план тюрьмы или скрупулёзные детали женских туалетов попали сюда только в целях набрать недостающее количество знаков или слов, которые были оплачены издателем авансом. Другую объективную причину даже представить сложно. Кроме той, что автор еще не решил, как повернуть сюжетную линию, подставив или убив кого-нибудь из героев. И описанием таких интимных подробностей самых необычных тем он просто отвлекает внимания читателя, которому придется перелистывать страниц -дцать назад, чтобы освежить память о происходящих событиях. Даже оправдание лирическим отступлением здесь не срабатывает: никто не обременяет себя душевными терзаниями, а поверженный и побежденный меняются местами за пять страниц. Стоит ли только этого ждать так долго?!
    4/10
    Рекомендуется: для бахвальства в высококультурном обществе.
    Опасно: неравнодушным к феномену проституции в культуре.

    5
    1,2K