Рецензия на книгу
Джейн Эйр
Шарлотта Бронте
YuliyaKozhevnikova2 ноября 2019 г.Классика такая классика или Слишком поздно
Трудно поверить, но к тридцати годам мне так и не довелось ознакомиться с сей замечательная книгой, несмотря на её ореол махровой классики. Я знала лишь, что там имеется культовая главная героиня и не менее культовая любовная история. Но как только я приступила к чтению, тут же схватила два жирных спойлера. Возможно, это в какой-то мере подпортило впечатления. Но как случилось, так случилось.
И тем не менее - не зашло, как говорится. То ли я вышла из романтического возраста, когда все эти страдания и метания вызывали душевный трепет и сопереживания. То ли любовный роман в принципе не мой жанр.
Итак, основным плюсом для меня оказалась атмосфера романа — промозглая туманная Англия, мрачные особняки, бесконечные вересковые пустоши, ледяной пронизывающий ветер — все это ярко запечатлелось в памяти. Довольно любопытно было читать о ранних годах Джен - жизни у миссис Рид и в пансионе для девочек, её решении уехать из школы в поисках лучшей жизни. И хорошо, если бы всё продолжалось в таком духе.
Но потом началась свистопляска с чувствами... Куда же делась эта дерзкая девочка из первой части? Сначала Джен позиционировалась как героиня с бунтарскими наклонностями и острым умом, способная взять судьбу в свои руки, без средств и связей изменить свою жизнь. Но как только появляется любовная линия, это всё куда-то исчезает. Слишком уж она растворяется в своей любви к «хозяину» (и да, она его так называет уже после того, как перестала быть гувернанткой Адели), и это уже граничит с каким-то слепым обожанием. Джен становится слишком чувствительной, иногда совершает глупые поступки (как можно было оставить тюк с вещами, когда это единственное, что у тебя есть!), самонадеянная (составляет представление о людях по одному лишь взгляду на их лицо). Кажется, к ней как ни к кому другому подходит выражение «поглупел от любви». В общем, мне трудно было сопереживать героине.
Что касается мистера Рочестера, то он меня несколько раздражал с самого начала. Не знаю уж, что в нём такого находят, чтобы называть «настоящим мужчиной» и идеалом, по мне это вредный тип, угрюмый, самовлюбленный, эгоистичный. Он изображает из себя глубокочувствующего страдальца, кажется, упивается своим горем. В его любовь к Джен не верю совсем. Ну не верится, что это истинное чувство, когда человек обманывает, когда издевается и насмехается, пытается выведать тайком мысли вместо того, чтобы открыто поговорить, тычет в несовершенную внешность, демонстрирует своё превосходство. История с женитьбой это вообще верх цинизма, как мне кажется. И выглядело это примерно так - «быстрей, быстрей, затащить бедную наивную дурочку, одурманенную любовью, под венец, пока она ничего не узнала о моём темном прошлом, а потом уж она никуда не денется, рыба моя!»
И заметьте, как после трагедии, он меняется — уже не пытается подколоть или унизить её, а весь так и льёт елей на мельницу неземной любви. Несчастье сделало его как будто ближе по положению к бедной Джен (да и она к тому времени уже не такая уж и бедная). Конечно, всё завершилось ожидаемо конфетно-букетно-счастливо, даже чудесное исцеление присутствует.Но вернёмся к еще одному персонажу. Как я говорила, мистер Рочестер бесил меня, но когда появился Сент-Джон, стало ясно, что Рочестер — просто душка. Сент-Джон - образец показной добродетели, лицемерия и наплевательства на других. Он готов вычеркнуть Джен из своей жизни, так как она не повиновалась его плану. Ему абсолютно плевать на её чувства — он решил, что будет так, значит, так и будет, а иначе он будет её изводить и унижать молчаливым презрением и равнодушием. И она правильно возмущалась тем, что он видит в ней лишь миссионерский инструмент — так оно и есть. И хорошо, что её хватило ума (или потустороннего предчувствия) отказать ему.
Общие впечатления о романе. Несколько затянуто, громоздкие и вычурные фразы, утомительно длинные, медлительные диалоги, то и дело хотелось подгонять героев — ну, ясно уже всё, давай быстрее! Излишне навязчиво вдалбливается мысль, какая Джен некрасивая, невысокая, дурнушка. Во-первых, понятие красоты очень субъективное. Во-вторых — вы часто, встретив человека, кидаетесь обсуждать с другими его внешность? Вот именно...
Подпортили впечатление и удивительные «счастливые случайности», связанные с родственниками Джен. Случайности, которые больше походят на рояли в кустах. Так и хочется воскликнуть - «надо же, как удобно!»Я понимаю - это роман своего времени, и тогда, наверное, Джен казалась необычной, оригинальной, дерзкой. Но сейчас мне сложно понять культовость произведения.
В общем, с прочтением я опоздала лет на 10-15, и роман явно не займет место среди любимых. Как общеизвестная классика — да, ознакомилась, спасибо.
4542