Рецензия на книгу
Кошка на раскаленной крыше
Теннесси Уильямс
Аноним1 ноября 2019 г.Каждому своё
О сюжете: семья Поллитов собирается на день рождения Большого Па — хозяина дома и многих тысяч акров плантаций вокруг. Большой Па болен, его обследуют в лучшей клинике, однако стервятники-наследнички уже слетелись в дом и щебечут-щебечут своими страшными глотками словно нежные соловьи. Только Брик — любимый сын Большого Па, — не такой. Но не потому что в нём нет ничегошеньки от стервятника (вообще-то, нет), а потому что все три акта планомерно спивается. Впрочем, у всего есть своя причина — в них автор и предлагает разобраться, причём, не логически, а на эмоциональном уровне, создавая для зрителя и даже для читателя (что как раз удивительно для пьесы, но ремарки Уильямса были столько подробны, что я не могла всего этого себе не представить) яркую эмоциональную пытку.
Короткая пьеса полна таких страстей, которые только и могут разгореться на пороге смерти, в предвкушении большого куша или перед отвратительным лицом правды. Или из-за невероятной любви, но её единственной как раз в пьесе и нет (остальное, стало быть, есть). Любовь как таковая встречается, но вполне вероятная, я бы даже сказала, обыденная: когда жена всё ещё любит мужа, который её ненавидит, когда мать любит одного ребёнка, совсем не уделяя внимание другому, или когда люди любят деньги. Обилие персонажей порождает обилие конфликтов, поэтому никто от Уильямса не уйдёт необиженным. («А что вы хотели, это же Теннесси Уильямс!», хотела бы воскликнуть я, но пока не прочитаю все-все его пьесы, не имею на это морального права, так что оставлю этот комментарий в скобочках).Из всех героев (даже нельзя сказать, является ли кто-то из них главным) мне больше всего понравилась Маргарет. Но это потому что она кошка. В большей степени о ней, чем о ком-либо из остальных (хотя и о них тоже), говорит название пьесы — «Кошка на раскалённой крыше». Это кошка, которая вот-вот спрыгнет, но пока может, она будет держаться из последних кошачьих сил. Маргарет свойственно и это, и типичные повадки этого семейства. Я люблю кошек, поэтому эта героиня мне импонировала с первой до последней строчки, хотя она и не является образцом добродетели, невинности и доброты. Даже её любовь к мужу скорее эгоистична, как у кошки. Другому читателю с другими ценностями и предпочтениями может понравиться кто-то другой. Например, отстранённый и убитый горем Брик (муж Маргарет, между прочим), кому-то — отец, желающий достучаться до своего сына. Впрочем, мне сложно представить, что за человек должен быть тот читатель, которому понравятся Гумер и Мэй. Но это и не важно. Пьеса не была бы столь хороша без любого из них.
А ещё мне думается, что в зависимости от того, кто читает текст (или смотрит спектакль), от того, какие у этого человека ценности и предпочтения, зависит, что в пьесе покажется главным, ключевой проблемой. Только дочитав книгу, я сразу же для себя решила, что ключевая проблема — проблема истинности. Большого Па все обманывают. Большая Ма обманывается сама. Брик сам себе не может признаться в той правде (или признать перед самим собой, наконец, что это не правда), о которой судачат все вокруг. Маргарет пользуется ложью, чтобы добиться желаемого. Гупер и Мэй с той же целью используют правду. И только дети, словно мягкая, податливая глина, не имеют собственного мнения и только повторяют за взрослыми. Это преподносится очень увлекательно и тонко. Но когда я начала писать этот отзыв и структурировать в голове прочитанное, разбирая каждую сценку, каждую эмоцию «по косточкам» и с наслаждением заново открывая для себя текст, — я вдруг подумала, что Большая Ма могла оказаться куда прозорливее меня, когда говорила: «Любить надо друг друга, любить, теснее собраться вместе, особенно сейчас, когда черная беда пришла к нам в дом». Фраза меткая, вот только все три акта наглядно демонстрируют, что для Большой Ма значило слово «любовь», и я бы от такой любви трижды открестилась, а потом ещё и поплевала через плечо — на всякий случай, от греха подальше. Но то — я, кто-то другой сочтёт всё более чем красивым и ясным. Эта пьеса и сюжетом, и производимым впечатлением показывает, что каждому — своё. Тем она и прекрасна. (А как иначе? Это же Уильямс).28927