Рецензия на книгу
The Death of Mrs Westaway
Ruth Ware
Аноним30 октября 2019 г.Большинство книг в серии «Детектив: Новый уровень» были формата «прочитала и забыла», несколько из них сильно не понравились. Лишь «Девушка из каюты №10» Рут Уэйр как-то смогла заинтересовать и запомнилась. Но не настолько, чтобы искать другие произведения писательницы. «Смерть миссис Вестуэй» привлекла внимание оригинальной черно-белой обложкой с коваными воротами. Красивая, атмосферная и готическая. Наверняка ждет отличный саспенс. В «Девушке…» достаточно напряженности и неожиданных поворотов, чтобы сделать такой вывод. Так что обложка имеет значение.
Кстати, серия «Детектив: Новый уровень» оформлена неудачно, на мой взгляд. Одинаковые кружки на черном фоне с невнятной картинкой и скособоченные надписи, на которые в прямом смысле больно смотреть, не помогают представить себе содержание. При таком подходе трудно даже различать книги между собой. Плюс однотипные названия с использованием слов: правда, ложь, измена, прошлое... или надоевшее «Девушка то, девушка се…». Подумалось, что эту «девушку» спокойно можно добавить туда, где ее нет: «Девушка, кто прислал мне письмо?», «Девушка, солги со мной», «Девушка, запомни меня навсегда», «Девушка! Сестра! Сестра?».
По крайней мере, к этой книге название «Девушка и смерть миссис Вестуэй» подходит как нельзя лучше и точно отражает суть. Главная героиня Хэрриет Вестуэй получает письмо от адвоката с извещением о смерти своей бабушки Эстер Вестуэй и уведомлением о причитающейся ей доле наследства. Деньги будут весьма кстати, ведь после смерти матери Хэрриет едва сводит концы с концами, не может отдать крупный долг ростовщику, заплатить за квартиру и аренду офиса. Казалось, что теперь проблема решена, но фокус в том, что умершая Эстер Вестуэй вовсе не бабушка Хэрриет и какая-то другая девушка на самом деле наследница крупного состояния.
Сначала Хэл принимает решение проигнорировать письмо, но после появления представителя ростовщика и его угроз передумывает. Деньги нужны срочно и лучший способ их выцарапать – поехать в имение Трепассен на похороны миссис Вестуэй и представиться родственникам ее внучкой в надежде, что все клюнут на обман. К тому же героиня недолюбливает богатых и считает, что вполне может украсть у них несколько тысяч фунтов, ведь ей нужнее, а они не обеднеют.
Завязка неплохая, цепляет и погружает в историю. Уэйр пытается достичь атмосферности с помощью холодной погоды, обветшалого заброшенного особняка Трепассен, гадания на картах Таро и сорок. С погодой и особняком это иногда срабатывало, но чаще воспринималось как зацикленность на физическом дискомфорте героини и погодных условиях. А вот Таро и сороки были не в тему. Особенно сороки. Они явно прицеплены сюда ради стишка, который показался писательнице подходящим к случаю. Таро Уэйр старательно вписывала в сюжет, но каждый раз это выглядело неуместным. Она позиционирует героиню как рационально мыслящую и не поддающуюся суевериям, не ждущую волшебства от карт или символов. Писательница то придерживалась этой схемы, то противоречила ей.
Хэл гадает на пирсе людям, это ее работа. Но скорее она умеет раскрутить их на эмоции и благодаря наблюдательности увидеть болевые точки. Люди их обнажают, выговариваются, им становится легче. Героиня намекает, что все будет хорошо и все в ваших руках, но прямо не говорит, а им только того и надо. Хэл всегда понимала механику своих гаданий и не верила в это. А то вдруг она начинает верить, искать объяснения вытянутым картам и притягивает их к своей жизни. Не верю, мол, но вы видели, как это сработало? Странновато смотрится, а об умственном состоянии героини лучше всего говорит сцена, в которой Хэл полученные от клиентки деньги тут же спускает на пожертвования. Это типа трезвое мышление и рациональность. А главное правдоподобно. Правдоподобней неожиданного письма с наследством и успешного обмана.
Атмосфера присутствует с перебоями. Интрига и саспенс на нуле. Все очевидно с первых глав. Каждый поворот ты знаешь заранее, потому что сто раз читала похожее. Вплоть до последнего. Персонажи плоские и типичные для психологического триллера (мы все из дисфункциональной семьи, поэтому сами понимаете…). Динамики никакой. Как героиня приехала в поместье, так там и сидит. Бесконечное переливание из пустого в порожнее и топтание на месте.
Уэйр повторяет одни и те же фразы во внутренних монологах Хэл. Что все скоро раскроется, что невозможно утаить правду, что ей не следовало врываться в семью и врать и т.д. Это не создает саспенса, а вызывает раздражение. Повторяются не только монологи, но и описания персонажей (волосы цвета меда) и ситуаций (однотипная грызня между братьями по поводу наследства, выяснение отношений, обвинения в адрес матери в холодности и скверном характере). Кроме фиксации на этой семейке ничего нет.
Проходная книга. Не худшая в этой серии, но и ничем не блещет. По жанру вообще не триллер и не саспенс. Скорее что-то вроде куцей семейной саги.
101K