Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Полное собрание трагедий в одном томе

Еврипид

  • Аватар пользователя
    Аноним29 октября 2019 г.

    От пьес Еврипида у меня осталось двойственное чувство: с одной стороны, у него есть пьесы, которые быстро забываются, где нет по-настоящему ярких и сильных персонажей, с другой - пьесы гениальные, опередившие свое время, которые врезались в память надолго. К первым я бы отнесла "Вакханки", Финикиянки", "Троянки", "Гераклиды", "Киклоп", ко вторым, например, отношу пьесы "Медея", "Ифигения в Авлиде", "Электра", "Андромаха". Для них характерен яркий женский образ, причем как положительный, так и отрицательный - это может быть властная, сильная и безжалостная женщина (Клитемнестра), слабая и униженная, но вынужденная быть сильной ради ребенка (Андромаха), сильная, но сломленная психологически (Медея). Все они - каждая по-своему - вынуждены жить в мире мужчин, который зачастую суров и жесток к слабому полу. В итоге, Клитемнестра становится еще более жестокой, чем её муж Агамемнон, который принес в жертву их дочь Ифигению; Медея ради мести фактически убивает в себе все, что делает ее женой и матерью; Андромахе приходится вечно балансировать между своим хозяином и его женой, и каждый день может оказаться последним. Столь же ярких мужских образов я у Еврипида не нашла - например, Иполлит особых ярких черт не несет, нормальный такой парень, а вот муж Алкесты Адмет просто омерзителен, когда никак не может остановить жену от жертвоприношения, да еще и льёт по ней крокодиловы слёзы (вот это Еврипид показал гениально!). Даже жаль было, что жена к нему вернулась - он её не заслуживает.

    Что ещё отличает пьесы Еврипида от пьес его современников (да и более поздних авторов) и что меня подкупило - психологизм. Он показывает, не только что герои делают и почему, но и как они проходят путь от любви к ненависти, от преданности к предательству, от страха у мужеству. Я, ещё в детстве читая мифы Древней Греции, никогда не могла понять, как Медея могла убить своих детей. Так вот Еврипид показывает это "как" - все колебания, страхи, смену настроений, решимость Медеи, весь ее пусть к страшному решению, которое созрело под влиянием измены мужа. Он даже умудряется вызвать сочувствие к Клитемнестре, убившей мужа и пытавшейся убить сына, так что на её фоне её дети Электра и Орест, которые решили мстить за отца, кажутся жалкими преступниками. Они вроде бы в своем праве, но сочувствовать им у меня не получается. Немало в этом помогают потрясающие диалоги, которые не просто служат для сообщения информации, но и движут сюжет, рисуют характер: только словами Андромаха может спасти сына, и она пускает их в ход как оружие, а Клитемнестра совершенно великолепна в сцене, когда Орест уже занес меч над её головой. Что интересно, писал Еврипид давно, а показанные им характеры и конфликты вполне актуальны до сих пор.

    Я бы назвала Еврипида античным Шекспиром, если бы Шекспир не жил на 2000 лет позже. Но Еврипид прекрасен не меньше Шекспира. Хотя, конечно, без знания античных реалий трудно получать удовольствие от античных пьес.

    Содержит спойлеры
    9
    190