Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Таинственный Босх. Кошмары средневековья в картинах художника

Нильс Бюттнер

  • Аватар пользователя
    Аноним28 октября 2019 г.

    Богатый, востребованный, нормальный (?)...

    «Биографии художника, сосредоточенные на культе гения в стиле 19 века, представляли Босха как новатора, предшественника сюрреализма и еретика, тесно связанного с тайными сектами… У него была слава адамита, катара, астролога, алхимика или психопата. Поговаривали, что он использовал «волшебное зелье», т.е. психоделические вещества.»

    Сложился уже в общественном сознании очень устойчивый стереотип, что настоящий, а более того гениальный художник непременно должен быть бедным, непризнанным при жизни, больным и сумасшедшим. В пример, как правило, приводят Винсента, а кто попродвинутей и Тулуза-Лотрека могут вспомнить. Полноте, большинство выдающихся художников этими качествами не обладали. Веласкес и Гойя были придворными живописцами, Да Винчи работал на Чезаре Борджиа и Людовика ХІІ , не остался без внимания меценатов Рембрандт, не бедствовал Дали. Хорошие краски и кисточки, качественные холсты и аренда мастерской стоят хороших денег; чтобы расписывать фрески под потолком и отсекать от мрамора лишнее надо иметь недюжинное здоровье, а психическая норма… Да, что такое психическая норма? Тут разговоришься со случайным попутчиком в поезде, с виду вроде обычный дядька, работяга, соль земли, а послушаешь…Матерь божья, хорошо, что он хоть не рисует! А то Дали с Босхом точно нервно бы курили в сторонке.

    «Иероним Босх стал известным еще при жизни, а его работы имели колоссальный спрос у коллекционеров и после его смерти», так начинается первая глава книги. Хотя надо признать, что помимо талантливости художника необычайный спрос на его картины подогревали слухи о его одержимости. Даже современники не могли поверить, что такие страшные полотна мог написать нормальный человек. Нильс Бюттнер, немецкий медиевист и историк искусства ставит перед собой задачу многие слухи и домыслы развеять. При чем опираясь исключительно на достоверные архивные документы, и анализируя только те картины, «авторство которых не подлежит сомнению, - доказано, что они выполнены Босхом и ни кем другим». Оказывается, что многие работы, которые приписывались Босху, вовсе не были им написаны. И если в 1937 году искусствоведы, говоря о количестве картин живописца, называли число 41, то в 2013 с должной уверенностью можно говорить лишь о 20. «Определение точного количества стало возможным, благодаря научному анализу и дендрохронологии, давшей возможность датировать древесину, из которой изготавливались панели для росписи». Интересно, что с уменьшением количества достоверно босховских картин, значительно пропорционально «уменьшилось» количество «страшных и сумашедших» творений, приписываемых Босху ранее. «Именно поэтому многочисленные исследования, основывающиеся на биографии и психических отклонениях мастера, вызывают все меньше доверия: они противоречат документальным источникам».
    Биографию Иеронима Босха Автор подает очень кратко, попутно сетуя на скудность даннях. К сожалению, ни дневников, ни каких-либо записей художник не оставил. Из архивов магистрата города Ден Бос (Гертогенбос) можно почерпнуть лишь общие сведения. Родился между 1450 и 1455 годами, в семье художника Антониуса ван Акена. Художником был дед, Ян ван Акен, художником был и прадед. В возрасте примерно 30 лет женился на богатой, хотя и немолодой (по меркам тех лет) женщине из купеческой семьи. Семья Босхов стала одной из самых богатых в городе. Помимо наследства жены немалый доход приносили картины. Босх становится почетным членом религиозного Братства Богоматери, очень престижной организации, оказывающей значительное влияние на жизнь в городе. Умер в 1516 году, скорее всего (точно неизвестно) от инфекционного плеврита. Похоронен 9 августа с соответствующими его статусу почестями. Очень скудная и обрывочная информация. Про некоторых донаторов художника сохранилось гораздо больше информации. А их было не мало. Востребованность, популярность Босха постоянно росла еще при его жизни. Его картины высоко ценились не только в Нидерландах и Испании, но и за Альпами, в Италии. И именно картинам художника, их искусствоведческому анализу посвящена большая часть данной книги.

    «Поклонение волхвов», « Распятие святой Ункумберы», «Воз сена», «Семь смертных грехов», «Страшный суд» и, конечно же, «Сад земных наслаждений» - интересный, детальный анализ. Уделяет внимание Автор и менее известным работам художника. Например, с рисунками Босха я впервые познакомилась только на страницах этой книги. Нильс Бюттнер старается в первую очередь посмотреть на все эти полотна с точки зрения современников Босха. Благодаря этому читатели могут более полно представить себе мировоззрение жителя Средневековья, которое по многим (очень важным)параметрам весьма отличалось от наших с вами убеждений и стереотипов. Автор считает, что художественный язык, присущий Босху, все те аллегории и отсылки, которыми так насыщены его картины, был весьма понятен как знатным заказчикам, так и простому люду, имеющему возможность лицезреть эти творения. И настаивает, что все позднейшие подозрения в ереси и принадлежности художника к тайным сектам не имеют под собой никакой почвы.


    Иероним Босх – один из тех мастеров, кто смог удовлетворить новые потребности зрителей, предлагая картины, которые выделялись как наличием творческой мысли, так и достойным воплощением.

    В целом – очень толковая и интересная книга. Хорош язык повествования (и перевод). Автор не перегружает свой труд искусствоведческой терминологией. Очень интересно (лично для меня) были показаны взгляды и убеждения людей той эпохи. Есть в этой книге и цветные иллюстрации. Их довольно много, и не могу сказать, что они плохого качества. Но! Картины художника настолько насыщены мелкими деталями, что книжный формат не дает возможности их тщательно и дотошно (как того зачастую хотелось бы) рассмотреть. Фрагменты некоторых картин увеличены и даны отдельно, но этого недостаточно. И именно за это я снизила оценку книги.


    «Иероним Босх, что означает
    Твое испуганное лицо?
    Откуда эта бледность?
    Ты, верно, видел привидений,
    Из царства мертвых прилетевших?
    Плутона бездны, думаю,
    Тебе открылись, демонов жилища.
    И ты рукою мастера писал
    То, что таится в глубочайших недрах ада».
    Доминик Лампсоний.
    32
    978