Рецензия на книгу
Люди сороковых годов
Алексей Писемский
Аноним26 октября 2019 г.Потерянные поколения
Нам часто бывает уютно и комфортно в своём поколении, нам понятны поступки и мысли его представителей. Нам и негодяи нашего поколения кажутся более симпатичными, мы им приписываем ненароком некоторые даже романтические черты. И лучшее мы можем видеть там, где нам было чуть больше двадцати. «Люди сороковых годов» - книга именно об этом. Мне не нравится главный герой книги Павел Вихров… и не потому что он мне не симпатичен, а потому, что в нём я узнаю себя со всеми слабостями, со всем пафосом, юношеским восторгом, нелицеприятными поступками, воздушными замками. Этот роман можно, наверное, читать как исторический или автобиографический, но я прочитал в нём нравоописание моего поколения, уж слишком много пересечений.
Роман очень тихий, ровный и неспешный. Я зарывался в сюжет и рефлексировал. В книге нет головокружительной интриги, страшного преступления, отъявленных негодяев. Все герои книги: неплохие, плоховатые, несчастненькие, честненькие. Всё мелкотравчатое, как в жизни. И это прекрасно, я начинаю любить прозу Писемского за тишину, неосуждение, отсутствие лобовых нравоучений. Писемский учит, не поучая, как-то походя. Я понимаю, что со многими его воззрениями я не соглашаюсь и эстетические его взгляды вызывают вопросы, но это не мешает тихо его слушать, получая при этом удовольствие и удовлетворение.
В книге много интересных персонажей. Женщины Писемского правда слегка подраздраживают, но мадемуазель Прыхина вызывает неописуемый восторг. Прыхина эволюционирует в романе, как и многие другие персонажи. Не могу понять что женщины, любившие Вихрова, в нём нашли: самодовольный, капризный, жалеющий и плачущий о себе, тот ещё тип. Ну и любившие его барышни, тоже ещё те клоунессы. Персонажи романа представляют собой целые типы представителей поколения: народолюбец Замин, аристократ Абреев, генерал-севастополец, скользкий Плавин, слишком разные братья Захаревские – прокурор и делец, мощный Клопов, литератор Вихров.
В конце романа главный герой устраивает ужин для представителей своего поколения. Перед тем как начать читать эту книгу, я сделал примерно то же самое. Вообще жизненные мытарства главного героя впечатляют своей обыкновенностью: всё как у нас, где-то пожёстче, где-то помягче. Когда я начинал жалеть главного героя, понимал, что жалею себя. Самое интересное в романе - это жизнь вне главного героя. В романе много смертей, но все они какие-то невзрачные, необязательные, как и жизнь главного героя. «Люди сороковых годов» - это тихая, аккуратная литература. Нисколько не скучно было читать, хотя понимаю за что этот роман может не нравиться. Интересна в романе идея неприкаянности и потерянности поколения, любого. Добротная русская классика.
19832