Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Две трети призрака

Элен Макклой

  • Аватар пользователя
    Аноним17 октября 2019 г.

    Призрак из трёх частей

    Весьма жаль, что книги такой оригинальной и интересной американской писательницы, как Элен МакКлой, не спешат переводить на русский язык. В настоящее время, как я поняла, из множества её детективных романов на русском языке имеется только 4. Все они написаны в стиле классического английского детектива, и плюс к тому наполнены оригинальным интеллектуальным контекстом. Словом, это добротная книжная полка Золотого века детектива.

    "Убийство по подсказке" – это такой театральный роман, где убийство на сцене превращается в настоящее убийство, где путаются страсти, изображаемые на сцене, и страсти в реальной жизни. Театр и жизнь взаимопроникают. Реальное убийство оказывается мастерски вписано в сценарий пьесы. Врачу-психиатру Базилю Уиллингу (сквозной герой романов писательницы) удаётся отделить правду от притворства.

    «Шаг в четвёртое измерение» – действие происходит в Шотландии сразу после окончания Второй мировой войны. Пейзажи Горной Шотландии, дикая природа, уединённые потайные места, архаика и древние пикты, вспоминается сразу Стивенсон и его «Вересковый мёд», и романы Вальтера Скотта, а на всё это накладывается современный мир 1945 года с его «добиванием» нацизма.

    «Удар из Зазеркалья» – поднимает тему двойников, так неожиданно появившихся в обычной частной школе для девочек. Полуфантастические отражения, призраки, раздвоение личности волнует и нагнетает обстановку, а в итоге - убийство, кажущееся мистическим. И снова Базиль Уиллинг все призрачные отражения ставит на крепкую земную основу.

    И «Две трети призрака» – детектив о мире литературном, книжном. Об этом мире автору, как профессионалу, известно всё. Мы знакомимся с Амосом Коттлом, писателем, явившемся ниоткуда и ставшим в одночасье знаменитым, а также его окружением – это его издатель, литературный агент, критик восхваляющий, продвигающий автора, и критик «критикующий», бывшая жена, попытавшаяся сделать карьеру в Голливуде, поклонники.

    Разумеется, в этом мире не обходится без литературной мистификации, что и обыгрывается в романе. Выводятся стереотипы, рекламные образы, гениальный писатель – это непременно загадочный отшельник, его фотографии в газетах и журналах - непременно с трубкой и собакой. Тайные пороки тоже идут на пользу имиджу (а Амос – бывший алкоголик), ему создаётся биография, романтичная и обыденная одновременно.

    Романы, написанные Амосом Коттлом, реалистичнее самого реализма, содержат обильную ругань, физиологические подробности, описания «дна» (а я-то по наивности думала, что эти тенденции начались в конце 20-го века, но автор пишет в 50-х годах, значит, это приметы новой литературы, появившейся в середине века, в послевоенные годы). Амосу присуждается премия «Самый американский писатель десятилетия», что тоже звучит саркастически.

    Забавна ирония над обывателями, поклонниками литературной знаменитости (в лице миссис Пуси).

    Заметила ещё один интересный момент. Роман вышел в 1956 году, это период, когда набирает обороты холодная война, и тем забавнее, что автор иронизирует не над Советами, противником Штатов, а над перебежчиками:


    — Ну, Тони, что случилось?
    — Ничего. Просто у меня был тяжелый день и…
    — Дорогой мой, я, кажется, не первый день твоя жена, и ты меня не проведешь. Надеюсь, ты не будешь просить о невозможном. Ну же, кто он? Очередное пугало из-за железного занавеса? Автор очередных «Двадцати лет в стране рабов»? В последний раз, помнится, у нас пропали чайные ложки. И не тогда ли был разбит бабушкин фарфоровый чайник?

    И это далеко не всё занимательное, что можно найти в этом детективе, кроме сюжета. Но сюжет тоже имеется, и не безынтересный.

    Итак, окружение знаменитого писателя Амоса Коттла всполошилось из-за неожиданного приезда его напористой жены из Голливуда, и, стараясь держать ситуацию под контролем, организует домашнюю вечеринку в загородном коттедже издателя Тони Кейна, благо, повод имеется – отпраздновать присуждение Амосу очередной премии. Собираются гости, шумят и выпивают, а в разгаре вечеринки Амос Коттл убит.

    По счастью, тут присутствует Базиль Уиллинг, в качестве психиатра сотрудничающий с полицией, он и проводит расследование. Базиль Уиллинг – самый неприметный персонаж книги, но, в свою очередь, сам примечающий всё. Как обычно, все тайны и мистификации им будут раскрыты.

    Книга прочитана в рамках совместных чтений в клубе КЛУЭДО

    40
    623