Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The God of Small Things

Арундати Рой

  • Аватар пользователя
    Alraphin15 октября 2019 г.

    Индия вместо Вероны

    Они встретились взглядами, и между ними вспыхнуло чувство. Но влюбленным не суждено быть вместе, и если их семьи узнают об их связи, трагедии не избежать. Они все же идут на риск - и погибают, сначала он, а потом она.
    Казалось бы, перед читателем пьеса Шекспира. Вот только декорации изображают не Верону, а Индию. Индию, в которой


    ...личная беда пытается пристроиться под боком у громадной, яростной, кружащейся, несущейся, смехотворной, безумной, невозможной, всеохватной общенациональной беды. Что Большой Бог завывает, как горячий ветер, и требует почтения к себе. Тогда Малый Бог (уютный и сдержанный, домашний и частный) плетется восвояси, ошеломленно посмеиваясь над своей глупой отвагой. Проникшись сознанием собственной несостоятельности, он становится податливым и подлинно бесчувственным. Все можно пережить. Так ли уж много это значит? И чем оно меньше значит, тем оно меньше значит. Не столь уж важно. Потому что случалось и Худшее. В стране, где она родилась, вечно зажатой между проклятьем войны и ужасом мира, Худшее случалось постоянно.

    Амму - не наивная девочка на первом балу, а разведенная женщина с двумя детьми, а Велютта - не благородный господин, а фабричный работник из неприкасаемых. Их история прежде всего о бунте, а потом о любви. Бунте молодой женщины, лишенной радости, и зажатого в тиски кастовой системы мужчины. Амму бросила мужа-алкоголика, стала позором семьи и так и не смирилась с этим. Ее судьба - клеймо негодной, развратной, не сумевшей быть хорошей женой. Ее мир - семья, где одну женщину муж регулярно бил по голове вазой, а вторая вложила всю способность любить в переписку с католическим священником. Странно было бы ждать сочувствия и принятия от людей, которые не знали ни того, ни другого. Велютта же никогда не станет равным другим работникам на фабрике, но ему положено быть благодарным уже за позволение работать за урезанную плату. Он вступил в коммунистическую партию, но и товарищи по партии не принимают его как равного. Но при этом и Амму, и Велютта понимают, что стоит им поддаться чувствам - и они утратят даже такую, плохонькую, жалкую, но все же стабильность. Связь прикасаемой женщины и рыбака-паравана оскорбляет древние законы, на которых строится само индийское общество, Амму сразу станет в глазах окружающих проституткой, а Велютта - преступником.
    И все-таки они рискуют. Их связь лишена малейшей надежды на счастливый исход с самого начала, и они это понимают. Но у них в принципе нет никакой надежды на счастье, и выбор только в том, тянуть лямку долгие нудные дни или закончить все быстро после короткой вспышки счастья. Свидание Амму и Велютты подтолкнет колесо трагических событий, и оно начнет вращаться. Погибнет Софи-моль, маленькая английская родственница Амму. Погибнет Велютта. Дети Амму, близнецы, еще долгие годы будут нести груз вины и тяжелых воспоминаний. Способ, которым они попытаются преодолеть старые травмы, по иронии судьбы окажется еще более возмутительным в глазах общества, чем связь их матери с неприкасаемым. Сама Амму умрет в одиночестве и тоске. Догадывалась ли она об этом? Может, и догадывалась. Но не зря Арундати Рой отводит в повествовании место для традиционных танцев-катхакали.


    ...культура катхакали давным-давно знает, что секрет Великих Историй заключается в отсутствии секретов. Тем и замечательны Великие Истории, что ты их уже слышал и хочешь услышать опять. Что ты можешь войти в них где угодно и расположиться с удобствами. Что они не морочат тебя и не щекочут тебе нервы. Что они не удивляют тебя непредвиденными поворотами. Что они привычны тебе, как дом, в котором ты живешь. Как запах кожи любимого человека. Ты знаешь, чем все кончится, и все же слушаешь так, словно не знаешь. Подобно тому, как, зная, что когда-нибудь умрешь, ты живешь так, словно не знаешь. В Великих Историях тебе заранее известно, кто будет жить, кто умрет, кто обретет любовь, а кто нет. И все же ты хочешь услышать опять.
    В этом-то и кроется их тайна и волшебство.

    Так и Амму и Велютта знали, что их любовь обречена, но жили так, словно не знали. Наслаждались своим тихим бунтом. Над их жизнями, как и над всей Индией властвовал извечный закон: всегда может произойти что угодно, а значит, надо быть готовыми ко всему, даже самому худшему. Самое худшее случается - и автор сообщает это читателю в первых главах. В этом тоже есть что-то от традиционного танца: все знают, чем закончится сюжет, но куда важнее то, как он рассказан. Арундати Рой с легкостью меняет времена местами: то ныряет в прошлое, то переносится на годы вперед к повзрослевшим, но не оправившимся от потрясения детям Амму. Но в финальной сцене нет ни смерти, ни крови, не грязи, которой в повествовании достаточно, тут все еще Индия, а не Верона. Со смерти все начинается, а заканчивается сценой любви. "Мы все умрем, но это не главное", - как будто говорит нам Арундати Рой. Фатализм и надежда, обреченность и несогласие.
    Книга тяжелая, книга печальная. К ней надо привыкнуть: к нехронологическому повествованию, к непривычным оборотам, к натуралистическим описаниям. Индия в тексте показана без прикрас, и отдельные описания впечатляют, как вылитое на голову ведро помоев. Но стоит добраться до середины, и остановиться уже не получается, словно ты первую половину книги ты карабкаешься на горку, а вторую на полной скорости с нее летишь до самого финала. Финала, где Джульетта еще не приняла яд, и Ромео еще не покончил с собой, и у всех героев есть обещание завтрашнего дня.

    Содержит спойлеры
    7
    270