Рецензия на книгу
The Tenant of Wildfell Hall
Anne Bronte
reki_iv9 октября 2019 г.Викторианский комикс
Роман написан младшей Бронте в двадцать восемь лет. За год до смерти. Сложно оценивать творческий потенциал автора в таком возрасте, но проследить определенные направления вполне возможно. Есть по крайней мере две выразительные черты у этого романа. Это схематизм и мифологизм. Есть ещё не очень приятная черта, о которой скажу сразу, чтобы после не возвращаться. Несколько портит впечатление от романа его водянистость. Он избыточен и затянут. Он бесконечно длинен, из-за чего становится порой сложно следить за ходом его мысли. Дело спасают некоторые очень живые сцены, но потерпеть придется. Ладно. С этим всё.
Больший интерес представляет его схематизм. Причем здесь я говорю об этом исключительно в позитивном ключе. Он до смешного классичен! Герои его представляют собой исключительно плоские типажи, они очень просто устроены, они весьма предсказуемы, практически не приходится задумываться об их сложном внутреннем мире, так как его просто напросто нет. Это было бы проблематично причислить к достоинствам, если бы благодаря этому не прослеживалась его основная проблематика. Бронте прописывает классический женский миф. Фактически мы пробуем на вкус, как этот миф может расположиться в современном автору контексте. Но тут мы можем заметить для себя, что поскольку персонажи романа - универсальные схемы, его тематика вполне резонирует с нашей действительностью. Его герои - обольстительный, эгоистичный негодяй; наивный, добрый романтик; пугливая, добродетельная лучшая подруга; сильная, независимая женщина... Ничего невероятного для воображения. Даже более - для бытового воображения.
Сюжет романа не представляется интересным. Это обычная сказка со счастливым концом, то что мы тысячи раз видели в кино, читали у классиков и современников. Не буду на этом останавливаться. Остановлюсь я на женском мифе Бронте. Его флагманом становится Хелен - главная героиня. Через неё мы можем проследить основные его характеристики. Это героический (диурнический) миф. Это выражается в том, что главные ценности, которые он постулирует - безапелляционное следование добродетели (христианской, естественно), идеализм, четкое выстраивание приоритетов, жертвенность. О равноправии говориться, но при этом женские и мужские роли в семье и социуме выписаны со всей своей гендерной специфичностью. Что характерно, всё мужское представлено очень поверхностно. Акцент делается на действии, при этом лукавство мужской речи можно сравнить разве что с той, какую обычно приписывают женской.
Отдельно следует отметить, что основным ориентиром, главной суперсилой Хелен является пуританская, до безумия вычурная верность христианскому закону этики. Здесь на поверхность прорывается всё самое иррациональное, что есть в этом флагмане феминистической повестки романа. Тут всё на столько серьезно, что трудно себе представить другую книгу, в которой такая же героиня не была бы шаржем на чопорность. Это почти гротеск. Но как волосы Самсона не могут быть отрезаны без того, чтобы он не потерял свою силу, так и здесь религиозность, какой бы чрезмерной она не казалась, не может быть отнята от Хелен и от всего романа, так как без этого единственного винтика весь роман развалится, пропадет то единственное, что делает его интересным и двигает его. DC следовало бы сделать свою Чудо-женщину такой, иначе это просто супер Мэн в юбке. Эту же викторианскую Чудо-женщину не перешибешь никаким мировым кризисом.Бронте наметила путь очень специфического жанра, весьма скупо, к сожалению, представленного. Это безусловно женский роман, посвященный героическому женскому мифу. Из известных мне авторов, назову только Маргарет Этвуд, которая также плотно работает с этой темой. Остаётся только гадать, что время украло у нас вместе с жизнью Энн Бронте. Однако, полагаю, это был целый новый жанр.
6615