Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Видоизмененный углерод

Ричард Морган

  • Аватар пользователя
    Аноним8 октября 2019 г.

    Вселенная нестабильна

    Быстро. Увлекательно. Умозрительно. Эта книга просто создана для того, чтобы читать её на одном дыхании. Если «одного дыхания» не хватит, возникнут проблемы с узнаванием персонажей. Другое дело, если вы смотрели сериал перед чтением книги: проблемы будут иного рода. Кислотно-тёмный киберпанк на экране, закрученный сюжет, вкусные детали — качественная экранизация легко побуждает к чтению книги, и это хорошо (а экранизация «ВУ» качественная). Вот только текст — это совершенно другой вид информации, который иначе преподносится и иначе усваивается. Именно в случае с «ВУ» разница колоссальная. Поэтому визуалов книга разочарует. Текстуалы останутся в не меньшем восторге, чем от сериала, но причины для восторга в разных видах информации будут разными: там — мрачная красота, осязаемая химия, узнаваемые символы; там — умозрительная драма отношений, погружение в психологию, исследование будущего человечества, а также осязательно написанные схватки на ринге и в постели (драки и секс, проще говоря). Сюжет красиво закручен и там, и там, но, опять же, по-разному. Сериал и книга — это два почти самостоятельных произведения (пусть и с общими автором, темой и сюжетными узлами). Поэтому, чтобы не разочароваться после чтения, я, как всегда, рекомендую осознать, чего именно вы ожидаете от книги. Я шла за интересным сюжетом и получила его сполна. Моя подруга рассчитывала на вселенскую драму будущего, но после чтения заклеймила книгу «поточным детективом в антураже киберпанка» и влепила ей низший балл.

    Так как отделаться от сравнения с экранизацией невозможно, я ещё немного попережёвываю мысли на эту тему. Одно из главнейших отличий романа от сериала в том, что в книге главный герой — только один. У Такеси Ковача есть друзья, соратники и враги — но это друзья, соратники и враги Такеси Ковача. У него есть специальная подготовка, «недавнее» печальное прошлое, травмированное детство, детские полузабытые страхи и зрелые твёрдые принципы. У него есть история, ум и цели. Это полноценное погружение в его сознание. Для сериала же роль некоторых второстепенных персонажей была преувеличена, и они занимали столько же экранного времени, сколько Такеси Ковач, не меньше него западая в сердце: яркая Ортега, верный Элиотт, неподражаемый По. Шоураннеров можно понять: чем больше часов экранного времени, тем больше должно быть героев, и если для двухчасового авторского кино одного главного героя достаточно, то для десятичасового сериала это катастрофа.

    В романе довольно много персонажей, но с учётом специфически закрученного детективного сюжета нужно признать, что это необходимый минимум. И всё-таки, если читать с большими перерывами, можно случайно забыть, кто есть кто (из третьестепенных героев, конечно, пусть даже предусмотрительный автор и сделал всё возможное, чтобы дать подсказку). Книга увлекательная, и я прослушала её довольно быстро, но было два суточных перерыва, после которых приходилось лезть в текст и проверять, что же это за горе луковое вылезло посреди главы. Плюс (точнее, минус) несколько действий парочки персонажей я так и не поняла (например, почему Треп не стала вызывать подмогу в конце?), — но для текста таким объёмом это малозначащие недостатки. Сюжет характеризуется тем, что в нём нет никого и ничего лишнего — и если чьё-то имя было названо, значит, так надо (с действиями я потом разберусь). Другая характерная черта хорошего детектива тоже налицо: подсказки даются по ходу повествования и читателю, и главному герою, но настолько естественно, что не угадаешь, кому из них (нас) проще догадаться, а кому сложнее. И это разворачивает интригу плавно и красиво.

    Всем эта книга хороша, но стоит мне представить, как Морган её придумывал, и я уже не могу оценивать «ВУ» всерьёз. Проблема в том, что я представляю, как Морган садится однажды утром за рабочий стол и начинает набрасывать план будущего романа:
    «Итак, Ричард, невероятные технологии оцифровки человеческого сознания можно вплести в сюжет органично, только если вокруг них будет постоянно вертеться сюжет: для этого нужны преступления, связанные с «цифрой», преступный гений, которому это выгодно, естественно — богатство, ведь технология не может быть доступна всем, бедные жертвы (да, которые пострадали от того, что технология есть у сильных мира того), и — главное, — маленькая слепая марионетка со стороны (чтобы читатель был с ним в равных условиях), которой я могу дать забавное японо-русское имя, например, Такеси Ковач;
    начнём с убийства для завязки истории, что-нибудь простенькое на первый взгляд и запутанное на второй: например, сомнительное самоубийство супербогатого мафа, которое он же, маф то есть, и хочет расследовать;
    где-то в середине обязательно парочку постельных сцен (ни в коем случае не повторяться! Ричард, ты же триллер пишешь, а не киберпанковскую порнуху) — то есть нужно ввести в сюжет несколько подходящих женщин;
    обязательно устроить несколько эпических драк (допинг наше всё) — надо выбрать подходящих для физического боя врагов;
    для столкновения разумов нужны один-два злодея — хитрых, изворотливых и жестоких, с которыми у ГГ могут возникнуть личные счёты;
    в качестве острой общественной несправедливости можно взять насилие над женщинами — и цепляет, и заводит, тема на века;
    естественно, главный герой, хотя и обладает практически суперспособностями чрезвычайных посланников, должен иметь некоторые слабости: например, совесть и принципы, делающие его уязвимым и предсказуемым;
    щепотку политики (связанной с технологией), багровую нить войны (с использованием технологии), шумные религиозные манифесты (против технологии), и т.д.»

    После представления подобного конспекта сложно воспринимать «ВУ» всерьёз. Постельные сцены описаны детально и ярко, но стоит отойти от первого впечатления, как начинает казаться, что они вставлены только для галочки. Драк, перестрелок, преследования, допросов в тексте намного больше, но всё равно не покидало чувство, что им вёлся доскональный счёт — «только бы не переборщить, только бы не переборщить». Общество и Земля 27-го века, которые являются декорациями для действия, хорошо продуманы, но каждое описание делалось с умыслом, и постепенно умысел этот переставал быть тайным. Внутреннее вѝдение этого «конспекта» помогало ориентироваться в сюжете, событиях и людях, да. Но и порядком раздражало. Только поэтому я немного снизила балл книге.
    И обязательно хочу прочитать продолжение.

    40
    1,3K