Рецензия на книгу
Видоизмененный углерод
Ричард Морган
Аноним8 октября 2019 г.Вселенная нестабильна
Быстро. Увлекательно. Умозрительно. Эта книга просто создана для того, чтобы читать её на одном дыхании. Если «одного дыхания» не хватит, возникнут проблемы с узнаванием персонажей. Другое дело, если вы смотрели сериал перед чтением книги: проблемы будут иного рода. Кислотно-тёмный киберпанк на экране, закрученный сюжет, вкусные детали — качественная экранизация легко побуждает к чтению книги, и это хорошо (а экранизация «ВУ» качественная). Вот только текст — это совершенно другой вид информации, который иначе преподносится и иначе усваивается. Именно в случае с «ВУ» разница колоссальная. Поэтому визуалов книга разочарует. Текстуалы останутся в не меньшем восторге, чем от сериала, но причины для восторга в разных видах информации будут разными: там — мрачная красота, осязаемая химия, узнаваемые символы; там — умозрительная драма отношений, погружение в психологию, исследование будущего человечества, а также осязательно написанные схватки на ринге и в постели (драки и секс, проще говоря). Сюжет красиво закручен и там, и там, но, опять же, по-разному. Сериал и книга — это два почти самостоятельных произведения (пусть и с общими автором, темой и сюжетными узлами). Поэтому, чтобы не разочароваться после чтения, я, как всегда, рекомендую осознать, чего именно вы ожидаете от книги. Я шла за интересным сюжетом и получила его сполна. Моя подруга рассчитывала на вселенскую драму будущего, но после чтения заклеймила книгу «поточным детективом в антураже киберпанка» и влепила ей низший балл.
Так как отделаться от сравнения с экранизацией невозможно, я ещё немного попережёвываю мысли на эту тему. Одно из главнейших отличий романа от сериала в том, что в книге главный герой — только один. У Такеси Ковача есть друзья, соратники и враги — но это друзья, соратники и враги Такеси Ковача. У него есть специальная подготовка, «недавнее» печальное прошлое, травмированное детство, детские полузабытые страхи и зрелые твёрдые принципы. У него есть история, ум и цели. Это полноценное погружение в его сознание. Для сериала же роль некоторых второстепенных персонажей была преувеличена, и они занимали столько же экранного времени, сколько Такеси Ковач, не меньше него западая в сердце: яркая Ортега, верный Элиотт, неподражаемый По. Шоураннеров можно понять: чем больше часов экранного времени, тем больше должно быть героев, и если для двухчасового авторского кино одного главного героя достаточно, то для десятичасового сериала это катастрофа.
В романе довольно много персонажей, но с учётом специфически закрученного детективного сюжета нужно признать, что это необходимый минимум. И всё-таки, если читать с большими перерывами, можно случайно забыть, кто есть кто (из третьестепенных героев, конечно, пусть даже предусмотрительный автор и сделал всё возможное, чтобы дать подсказку). Книга увлекательная, и я прослушала её довольно быстро, но было два суточных перерыва, после которых приходилось лезть в текст и проверять, что же это за горе луковое вылезло посреди главы. Плюс (точнее, минус) несколько действий парочки персонажей я так и не поняла (например, почему Треп не стала вызывать подмогу в конце?), — но для текста таким объёмом это малозначащие недостатки. Сюжет характеризуется тем, что в нём нет никого и ничего лишнего — и если чьё-то имя было названо, значит, так надо (с действиями я потом разберусь). Другая характерная черта хорошего детектива тоже налицо: подсказки даются по ходу повествования и читателю, и главному герою, но настолько естественно, что не угадаешь, кому из них (нас) проще догадаться, а кому сложнее. И это разворачивает интригу плавно и красиво.
Всем эта книга хороша, но стоит мне представить, как Морган её придумывал, и я уже не могу оценивать «ВУ» всерьёз. Проблема в том, что я представляю, как Морган садится однажды утром за рабочий стол и начинает набрасывать план будущего романа:
«Итак, Ричард, невероятные технологии оцифровки человеческого сознания можно вплести в сюжет органично, только если вокруг них будет постоянно вертеться сюжет: для этого нужны преступления, связанные с «цифрой», преступный гений, которому это выгодно, естественно — богатство, ведь технология не может быть доступна всем, бедные жертвы (да, которые пострадали от того, что технология есть у сильных мира того), и — главное, — маленькая слепая марионетка со стороны (чтобы читатель был с ним в равных условиях), которой я могу дать забавное японо-русское имя, например, Такеси Ковач;
начнём с убийства для завязки истории, что-нибудь простенькое на первый взгляд и запутанное на второй: например, сомнительное самоубийство супербогатого мафа, которое он же, маф то есть, и хочет расследовать;
где-то в середине обязательно парочку постельных сцен (ни в коем случае не повторяться! Ричард, ты же триллер пишешь, а не киберпанковскую порнуху) — то есть нужно ввести в сюжет несколько подходящих женщин;
обязательно устроить несколько эпических драк (допинг наше всё) — надо выбрать подходящих для физического боя врагов;
для столкновения разумов нужны один-два злодея — хитрых, изворотливых и жестоких, с которыми у ГГ могут возникнуть личные счёты;
в качестве острой общественной несправедливости можно взять насилие над женщинами — и цепляет, и заводит, тема на века;
естественно, главный герой, хотя и обладает практически суперспособностями чрезвычайных посланников, должен иметь некоторые слабости: например, совесть и принципы, делающие его уязвимым и предсказуемым;
щепотку политики (связанной с технологией), багровую нить войны (с использованием технологии), шумные религиозные манифесты (против технологии), и т.д.»
После представления подобного конспекта сложно воспринимать «ВУ» всерьёз. Постельные сцены описаны детально и ярко, но стоит отойти от первого впечатления, как начинает казаться, что они вставлены только для галочки. Драк, перестрелок, преследования, допросов в тексте намного больше, но всё равно не покидало чувство, что им вёлся доскональный счёт — «только бы не переборщить, только бы не переборщить». Общество и Земля 27-го века, которые являются декорациями для действия, хорошо продуманы, но каждое описание делалось с умыслом, и постепенно умысел этот переставал быть тайным. Внутреннее вѝдение этого «конспекта» помогало ориентироваться в сюжете, событиях и людях, да. Но и порядком раздражало. Только поэтому я немного снизила балл книге.
И обязательно хочу прочитать продолжение.401,3K