Рецензия на книгу
Behind the Scenes at the Museum
Kate Atkinson
YuliaQS6 октября 2019 г.Я многого ожидала от знакомства к Кейт Аткинсон, учитывая рекомендации, весьма положительную характеристику её как автора, а также завлекательную фразу на обложке: «Аткинсон заставляет читателя то хохотать до колик, то рыдать в голос – иногда в пределах одной и той же фразы». Скажу сразу – ни порыдать, ни посмеяться мне не довелось, особо сильных эмоций эта книга у меня не вызвала. Видимо, это нечто из разряда «не моё», хотя в целом подобные книги мне вполне нравятся. Сходное впечатление у меня вызвала недавно прочитанная «Катушка синих ниток» Энн Тайлер – вроде бы и о чём-то, но в целом получается, что ни о чём.
«Музей моих тайн» – вполне заурядная семейная сага. Главный герой повествования – Руби Леннокс, которую мы наблюдаем от самого зачатия (вот так решил автор почему-то) до вполне зрелого возраста. У Руби сложные отношения с матерью, точнее, у её матери сложные отношения со всем миром, и именно это определяет всю канву истории. Бернис, которую почему-то все называют Банти, большую часть книги весьма деятельно страдает и не даёт жить спокойно всем остальным – в первую очередь, мужу и дочерям:
Женская доля тяжела, и Банти костьми ляжет, но не допустит, чтобы у нее отобрали ореол мученицы.Конечно, в некоторых случаях у неё есть на это веские причины: муж Банти далеко не идеален, дела в семейной лавке не всегда идут хорошо, да и приглядывать за лавкой она не любит (а что она любит вообще? я так и не уловила, да и Руби, кажется, тоже: «…её душа для меня – потёмки, такие же загадочные, как часовой механизм или само время»), разновозрастные дочери, конечно, создают массу проблем. Но общий жизненный настрой Банти катастрофически сказывается на характере её дочерей, и Руби постоянно мучается от недостатка родительской любви. За счёт этого книга получается очень мутной, и раскрытие главной тайны истории не добавляет ей почти ничего. Даже если бы не случилось того, что случилось в семье Леннокс, боюсь, всё в итоге было бы точно так же. Руби так и была бы постоянно отстранённой от матери, и мечтала бы о том же самом:
И может быть, думаю я, скрашивая мечтами путь домой, в Шкафу Забытых вещей я найду и свой настоящий дом – где всегда мерцает огонь в очаге, и медная вилка для обжарки хлеба висит наготове, и чайник поёт на плите, и потрёпанные старые кресла придвинуты к камельку, и сидит моя настоящая мать, вышивая у камина, и блестит её игла, ныряя в ткань, и мать начинает рассказывать свою историю – о том, как её настоящую дочь, её кроваво-красный рубин, похитили из колыбели, а вместо неё подложили подменыша…История постоянно разбавляется вставками-«сносками» – картинами из жизни предыдущих поколений семьи. С помощью этих вставок объясняется происхождение некоторых вещей (условных семейных реликвий), а также, видимо, строятся некоторые аналогии между судьбами разных поколений. На мой взгляд, вставки, как часто бывает в семейных сагах, перегружены персонажами, и в подавляющем большинстве случаев не особо важны для центральной линии повествования.
Не могу пока решить для себя, стоит ли ещё читать Кейт Аткинсон, но эта книга – определённо не лучший выбор для знакомства с автором.4591