Рецензия на книгу
Дракула
Брэм Стокер
Аноним4 октября 2019 г.У страха глаза вЕлики
Миф романа заслоняет сам текст. Рефлексии довольно пресного викторианского бульварного чтива куда насыщеннее и значимее первоисточника. Брэм Стокер не был первым в вампирской тематике. Но он, пожалуй, был современным. Да, воображение клерка Джонатана Харкера явно проигрывает героиням той же Анны Радклиф. Первое знакомство с мистическими землями Трансильвании не пугающие, а скорее, скучные. Эффект документальности должен был как-то особенно волновать читателей. При том, что Стокер стремится сделать своих персонажей как можно более натуральными и естественными, дневник, в котором запись событий в режиме онлайн, без рефлексии, более чем не натуральны. И это тоже одна из загадок популярности романа.
Великая идея Дракулы обновить человечество «не-мертвыми», получившая солидное развитие в массовой культуре, запрятана в такой зад идейно-художественного своеобразия, что как-то и не разберешь всего пафоса. А может потому всем последователям и захотелось довести эту идею до ума и сделать тощего и бледного старика-графа поколоритнее, зловещее. И, удачливее, что ли. Нельзя же без смеха читать последнюю охоту, представляя себе, как старик в черном рыскает между своими домами, чтобы залезть в родную земельку. Граф у Стокера слишком осязаем и беззащитен как ребенок.
Впрочем, роман остается одним из памятников нравов викторианской эпохи. Порывистое благородство, любовь до гроба и изысканнейшие манеры даже у иностранцев.
181,1K