Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собор Парижской Богоматери

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним30 сентября 2011 г.

    Сначала вспомнила о мюзикле "Нотер-Дам де Пари", которым "болела" лет десять назад, а потом потянуло и к Гюго (который тоже был прочитан 10 лет назад, но скорее, по диагонали).
    Аудиокнига заняла меньше двух недель, и меня это удивило, потому что я помню раритетный толстенный том в родительской библиотеке. Но слушала я часто, помногу и с удовольствием. Одно но: мсье Гюго умудрился запихнуть в свою книгу аж два учебника: по парижеведению и по основам архитектуры. Я вовсе не против подобных познавательных вставок в сюжет, нет. Но когда эти "вставки" идут глава за главой, глава за главой... Тут кто хочешь взвоет. Было тяжеловато, особенно, если учесть, что в бумажной книге можно пролистать неинтересующие страницы, а с аудиокнигой это сделать затруднительно. Я честно слушала и честно пыталась сосредоточиться, но увы, мои мысли на этих главах постоянно куда-то убегали.
    В общем, если читатель продерется через эти главы многочисленных описаний и экскурсов в историю архитектуры и т.д., то его терпение и любознательность будут вознаграждены - его ждет великолепная, бессмертная история о любви и ненависти, о красоте и уродстве, о жизни и смерти.

    Мне было до слез жаль Квазимодо (особенно, когда Эсмеральда жила в соборе, а он заботился о ней), Клода Фролло (да, он оказался подлецом, но как не проникнуться жалостью к несчастному, свихнувшемуся от запретной страсти священнику с истерзанной душой?). А вретишница-отшельница? Сколько пронзительной боли, отчаяния, горя в их последних минутах с Эсмеральдой...
    А Эсмеральда.....хм.... Ну что в ней такого, что она всех сводит с ума, заставляет разбивать голову о стену, невольно заставляет становиться убийцами или самоубийцами тех, кто еще недавно об этом и не помышлял? Честно, мне и в мюзикле, и в книге не очень понятно, что в ней такого особенного. Да, красива. Но мало, что ли, красивых? Пляшет, поет. Подумаешь. Я не вижу за ее красотой чего-то такого неземного, из-за чего мужчины могли бы настолько потерять голову. Если к ней присмотреться, то она ведь двух слов связать не может, кроме "О, мой Феб!" (а тут большого ума не надо). В тюремной камере Фролло ей такие монологи произносит, такие потоки красноречия и страсти извергает, что только каменное сердце не дрогнуло бы. Эсмеральда не дрогнула. Она даже и ответить-то ему ничего вразумительного не может, знай бормочет себе что-то про своего Феба... А я-то все ждала, что же она ему ответит на ТАКИЕ речи? Да разве стоило вообще ждать от нее какого-то достойного ответа? Наверное, она и половины слов в этих речах не разобрала (слишком много букв).
    Честно, Квазимодо и Фролло вызывают у меня куда больше симпатии и сострадания, чем Эсмеральда. В них двоих (особенно, во Фролло) столько глубины, столько кипящих страстей, а Эсмеральда... никакая. Фролло правильно сказал: "Влюбилась в солдатский мундир" и, видимо, ее так ослепили блестящие пуговицы, что она не потрудилась разглядеть человека, на котором был одет этот мундир - совершенно пустого, грубого, топорного, элементарно непорядочного, неразборчивого в связях гуляку и выпивоху. Если честно, по мере прочтения у меня не раз возникали сомнения в умственной полноценности главной героини (простите). А своим последним роковым восклицанием "О, мой Феб!" (ну что еще от нее ожидать?) после всего, что сделали ради ее спасения столько людей - в общем, в этот момент она окончательно уничтожила себя в моих глазах.

    А книга прекрасна. Пронзительная, щемящая, врастающая корнями. Как хочется пройти по Гревской площади, взглянуть на величественный Собор парижской Богоматери, охватить взглядом с его вершины Париж с высоты птичьего полета, хоть чуточку раскачать самый большой его колокол...

    10
    73