Рецензия на книгу
Химия смерти
Саймон Бекетт
Little_Red_Book29 сентября 2019 г.Ничего не могу с собой поделать: употребление словосочетаний вроде "криминальный роман" и "английская провинция" применительно к литературному произведению вызывает у меня стойкую ассоциацию — старый добрый классический детектив. Тот самый пласт литературы, который имеет более-менее четко выраженные пространственно-временные координаты в воображаемом описываемом мире. Место и время действия — "где-то в английской глубинке", в которой все друг друга знают, "золотой полдень", не поддающийся точному летоисчислению. Круг площадок, где происходят сцены из деревенской жизни, весьма невелик: это паб, служащий для распространения новостей и сплетен, церковь с примыкающим к ней домом священника, и, если повезет, можно заглянуть в загородное поместье аристократов. Среди действующих лиц непременно будут местный викарий, деревенский лекарь и шериф полиции — ну, последний появится после того, как произойдет преступление. А оно обязательно произойдет, потому что такое уютное и мирное место прямо-таки создано для того, чтобы мастера детективного жанра сочли его идеальным для загадочного убийства. И, конечно же, убийцей окажется дворецкий. Или садовник. Или племянник владельца загородного дома. То есть кто-то, на кого и не подумаешь вначале. Что называется, идеальное чтение "под чаёчек", можно и с печеньками.
Проблемы с романом Бекетта начались практически с первых строк. Это когда тело убитой нашлось не в первые минуты после преступления, где-нибудь в библиотеке, а по следам из насекомых, когда процесс органического разложения шёл полным ходом. Тут я подавилась своим чаем, и поняла, что в увлечении классическими детективами многое пропустила. Несколько десятков лет так точно. Нет, кое-что в сюжете от того самого английского провинциального детектива осталось. Например, "милая" привычка местных жителей косо смотреть в сторону приезжих. Этакий сельский консерватизм, который даже вызывает умиление в своём стремлении следовать старым порядкам. И который перерастает в нечто ужасающее, когда становится понятно, что первое убийство является лишь началом целой цепи преступлений. Причем таких изощренных, что после описаний некоторых подробностей злодеяний я решила не рисковать и отставить-таки печеньки подальше.
Роман Бекетта — это такой бодрящий медицинский триллер, с удивительным сочетанием традиций старого детектива и зрелищности современного сочинения. Здесь есть новейшие медицинские знания, которые автор не стесняется демонстрировать, тем более что главный герой сам является экспертом в этой области. Персонаж этот примечателен в том смысле, что выступает в роли того самого деревенского лекаря — он врач, переехавший в провинцию после личной трагедии. Ключевое слово здесь "переехавший": за несколько лет, врачуя местных жителей, он так и не стал для них "своим". Вот ещё одна черта, которой примечателен роман — подробное описание психологической подоплёки всех событий, разворачивающихся в данной местности. Автор достаточно прямолинейно передает перемены в поведении жителей, когда осознание того факта, что где-то среди них может находиться убийца, приводит к столкновениям с теми, кого не желают принимать в свои ряды. Сюжет разворачивается таким образом, что активный остракизм "не таких" проявляет слабость всех местных жителей. Недобрые сплетни в местном пабе, активная оппозиция священнослужителя, всеобщая подозрительность... Это неприятие является фактором, тормозящим расследование, и, в какой-то мере, одной из причин, побудивших к преступлению. Впрочем, хотя личность преступника мне удалось разгадать — сказался-таки опыт чтения детективов "под чаёчек" — его мотивы теряются на фоне многочисленных голливудских экшн-триллеров. Но мне так не хочется ругать ординарность финальной развязки; уж лучше я припомню, как Саймон Бекетт мастерски выстроил сюжет, чередуя профессионально-медицинские и психологические линии повествования.
10647