Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Призрак Канта

Татьяна Устинова

  • Аватар пользователя
    IlyaVorobyev27 сентября 2019 г.

    Детектив без детектива

    Первая (и, вполне возможно, последняя) книга Устиновой, прочитанная мной. Купил её исключительно ради "кёнигсбергского" флёра, который (и тут я согласен с писательницей) хорошо подходит для того, чтобы стать хорошим обрамлением для крепкой детективной истории. Что же на деле? С калининградской "экзотикой" Устинова более или менее справилась, а вот к детективной истории есть серьёзные вопросы.

    Собственно, действие книги происходит не в самом Калининграде (хотя он тоже появляется в повествовании), а на побережье. Смурная осенняя Балтика, старый немецкий особняк (конечно же, готический - все знают, что немцы по-другому просто не строили), лес со старой брусчатой дорогой, ведущей к руинам охотничьей виллы кайзера, старый маяк... Что ни говори, отличные декорации для какого-нибудь убийства в духе Агаты Кристи - которое, разумеется, не заставляет себя ждать. С калининградской спецификой, надо отдать Устиновой должное, она справилась на крепкую четвёрку - почти без ляпов. Читая книгу, действительно хочется закутаться в тёплый плед и взять в руку стакан глинтвейна или грога - это то самое "фирменное" ощущение уюта, почти физическое. Но, наверное, не только и не столько из-за этого люди берутся за детективы?

    Если с декорациями и атмосферой в книге всё сравнительно неплохо, то с персонажами и сюжетом всё далеко не так хорошо. Что касается героев книги, то у меня во время чтения сложилось чёткое ощущение, что я вижу перед собой персонажей из какого-то российского ситкома 90-х. Во всяком случае, глубина их проработки обратно пропорциональна достоверности образов. Но, может, Татьяна Устинова считает, что Калининград - эдакий заповедник подобных типажей?

    С детективной составляющей вышло ещё грустнее. Есть убийство, есть пропажа - но почти нет расследования. То есть оно есть, но проходит в каком-то медитативном режиме. Протагонист пытается пораскинуть мозгами и понять, что же происходит, но по большей части просто плывёт по течению вместе с остальными персонажами - нехай как-нибудь само прояснится. Удивительно, но всё действительно проясняется, и буквально само по себе. Потому что - да, в реальности Устиновой существуют призраки.

    Мистический пласт повествования сперва воспринимаешь как милую деталь, дополнительную "фишку" данной в ощущениях калининградской действительности. Нет, ну забавно же, в самом деле: промеж живых персонажей действуют самые что ни на есть настоящие Кант и Бессель. Если образ философа Устинова хоть как-то пыталась согласовать с реалиями XVIII века и положениями его концепций, то Бессель вышел совершенно беспомощным и подчёркнуто вневременным - да кто, в самом деле, вообще знает, кем был этот астроном? Словом, читатель, с улыбкой принимая правила игры, ожидает в конце неизбежного объяснения - в духе "Собаки Баскервилей" или "Дикой охоты короля Стаха". И что же?

    Когда оба преступления оказываются синхронно раскрыты под бодрые аккорды роялей в кустах (второе преступление, к слову, явно вставлено в книгу заради "хронометража" и выглядит донельзя побочным и притянутым за уши), у читателя всё равно остётся много вопросов. Вот только оказывается, что Устинова вовсе не собиралась устраивать "сеанс с разоблачением". Зачем что-то объяснять, если есть призраки, на которых всё можно списать? Такая вот палочка-выручалочка для автора детектива, к концу книги словно бы приунывшего от невысказанного вопроса - "зачём это вообще всё?". Собственно, закрывая книгу, я этим же вопросом и задался. Такая вот "вещь в себе" - этот калининградский детектив.

    7
    601