Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Луна и грош

Сомерсет Моэм

  • Аватар пользователя
    Deity24 сентября 2019 г.

    Трехгрошовая профанация

    Для начала. Это НЕ биография Гогена. Ни вольная, ни по мотивам жизни - никакая. Всё что взял Моэм от Гогена для своей книги - это некоторые черты главного героя, сферу деятельности, брошеную жену и Таити. Но этого оказалось более чем достаточно, чтобы Чарльз Стрикленд прочно ассоциировался с Полем Гогеном, слишком уж специфические совпадения. Читатель попадает в ловушку: Стрикленд как персонаж не представляет собой ничего интересного, если не держать в уме Гогена, но абстрагироваться от связи со знаменитым художником невозможно - автор на эту связь явно напирает. В итоге получается этакая выдуманная биография художника, а художественные биографии известных людей автоматически вызывают интерес (вспомним "Жажду жизни"). Моэм воспользовался Гогеном, иначе и не скажешь. Не удивительно, что "Луна и грош" - одна из самых известных книг писателя. Но что она представляет собой без ссылок на Гогена?
    Книга состоит из трёх условных частей - трёх пересечений рассказчика с гениальным художником Чарльзом Стриклендом. Рассказ линейный и совпадает с историей становления художника: обыватель без намёка на творческий потенциал -> начинающий художник -> зрелый мастер и признание после смерти. Рассказчик - молодой писатель, склонный к оценочным суждениям и многословным философским отступлениям. Он довольно пренебрежительно относится к женщинам, и его суждения об окружающих создают образ не очень приятного человека, но он делает успехи в обществе и видимо является "типичным представителем своего времени". Сам Стрикленд - грубый и прямолинейный. Он живёт только творчеством и единственное, чего хочет - чтобы его оставили в покое. Стрикленд совершенно неприятный тип, но он честен и полностью увлечен творчеством. Так что даже сломав собрату-художнику жизнь, Стрикленд остаётся если и не славным малым, то как минимум приятным собеседником (что кидает ещё один булыжник в огород рассказчика).
    Женские персонажи заслуживают отдельного упоминания. Все героини получают от рассказчика свои ярлыки: бестолковая, нервопатка, типичная жена старшего офицера. Кажется этого избежала только Ата - таитянская жена художника, но только потому что рассказчик не был с ней знаком. Но, хорошо, спишем это на дух времени.
    Я знаю, что автор и рассказчик - две большие разницы, но абстрагироваться было сложно. Книга оставила после себя совершенно нелестное впечатление, и львиная доля вины за это лежит на образе рассказчика и эксплуатации персоны Гогена. Не буду по одной книге судить автора, возможно в другом произведении специфика сюжета не перебьет талант автора. Чем-то же он заслужил признания.

    11
    602