Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Голубятня на жёлтой поляне

Владислав Крапивин

  • Аватар пользователя
    Аноним21 сентября 2019 г.

    "Голубятня на желтой поляне" - это трилогия. Три повести написаны Владиславом Петровичем погодно, с 1983 по 1985 годы. С первого взгляда первые две повести ничем сюжетно не связаны, но третья повесть расставляет все точки над И. Как и во всех книгах Крапивина, главные герои трилогии - мальчишки. В положительных героях есть и несколько взрослых, незадачливые и одинокие Глеб и Ярослав. Сперва мальчишки противопоставляют себя даже своим вечно ворчащим и воспитывающим родственникам, но потом понимают беспокойства родных.
    Мальчишки не идеальны. Они не слушают нравоучений, бунтуют по малейшему поводу, иногда трусят, ревнуют, что друг обращает больше внимания не на него, но все мальчишки смелые и хоть в чем-то талантливы. По-моему, у Крапивина мир детей отличается от мира застывших взрослых умением прощать, исправлять содеяное и вообще гибкостью нелогичности.
    Мальчишкам, Глебу и Яру противопоставлены глиняные болваны, гипсовые статуи и клоуны. Это нечто нечеловеческое, принимающее облик статуй и наблюдающее за прохожими. Это инопланетное нечто замыслило сделать мыслящую галактику по непонятному людям образцу. Зло уничтожается совсем нелогичными способами.
    Ярослав и Глеб одиноки и на первый взгляд кажутся сентиментальными нюнями. Ярослав скадермен, космический разведчик, путешествующий с экипажем в корабле дальней разведки. Субпространство, через которое корабль летит к звездам, связано со временем. Сорок часов в субпространстве соотносятся примерно с двадцатью земными годами. Уходя в разведку, скадермены платят разлукой с родными и всепоглощающим одиночеством после возвращения на Землю. Прилетают они уже в новое поколение. У Глеба в его раннем детстве погибли родители. Ярослав тоже рано потерял мать. В чём-то одинокие взрослые были зрелы и собранны, а в чем-то остались детьми. На их параллельных землях Глеба и Яра ничто и никто не держал, не ждал.
    Возможно, что свой цикл о великом кристалле Владислав Петрович задумал еще в начале 80-х. Перемещение между параллельными пространствами очень похоже. В трилогии есть еще забавные самодельные ворчуны бормотунчики, технически подкованные и непокорные робот Ерёма, знакомый с законами роботехники Лема, и непослушный роботенок Васька. Сразу Велтистов вспомнился, Электроник тоже с выставки сбежал и учился в школе, мешая учителям своими подсказками. Есть в трилогии и настоящие металлистки в прямом смысле слова, живущие на свалке шесть ржавых ведьм, танцующие на бочках из-под бензина в полнолуние. В трилогии много праздника, лета, света, цветов и трав, музыки, скрипично-лунной и солнечно-барабанной, мячиков и якорей, моря и рек, поездов и одиноких вагонов.
    По-моему, Вадим Максимов замечательно прочитал трилогию, только редакторы не вычистили запись, иногда слышны перечитывания сбившихся предложений.

    26
    1,3K