Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Vegetarian

Han Kang

  • Аватар пользователя
    headshot11116 сентября 2019 г.

    Увлекательная многослойность

    Все, что я знала об этой книге перед ее прочтением помещалось в коротенькую фразу: "История о том, как ставшая вегетарианкой женщина оказывается ограждена от людей стеной неприятия и непонимания". То есть, изначально я понимала, что совсем не в вегетарианстве там дело, и ждала от книги раскручивания двух основных тем: отчуждения и южнокорейского менталитета. Но получила в десятки раз больше.

    Книга короткая и читается очень легко и быстро, освоила я ее в один присест. Несмотря на грандиозное обилие тяжелых тем, автор не пытается затащить читателя в омут книги длинными описаниями многоуровневых страданий и особых состояний разума. События развиваются быстро, а перемотка времени между главами не дает истории "провиснуть".

    Главной героине (Ёнхэ) начинают сниться кровавые кошмары, и, пытаясь избавиться от них, она решает больше не есть любой пищи животного происхождения. Вот только ее проблемы уходят корнями гораздо глубже, и смена меню ничем не поможет.

    Муж Ёнхэ представляет собой эдакую лакмусовую бумажку, по которой можно судить о реакции среднестатистических корейцев на образ героини. Его мысли и поведение отражаются и в коллегах по работе, и даже в ее собственной семье. На их фоне поведение героини представлено контрастом. Ведет она себя изначально, кстати, совершенно нормально, просто не по корейским меркам. Муж Инхэ (сестры героини), наоборот, похож на нее в своем нежелании следовать социальным нормам. Он – творческая личность и живет на оставленное ему наследство, а дом, воспитание ребенка и стабильную карьеру тащит на себе жена. Как мысли Ёнхэ поглощены кошмарами, так и его мысли накрепко увязли в художественных образах. Похоже, что именно его арт-проект посеял в голове Ёнхэ зернышко мысли – человеческое насилие пропитало все насквозь, ее прошлое, настоящее и будущее, и единственный способ от этого избавиться... перестать быть человеком и животным, и стать растением. Инхэ одновременно близка и далека от нее, это сложнейший персонаж, который вмещает в себе громадный ком противоречивых чувств и эмоций.

    Может показаться, будто концовка обрывается в самый неожиданный момент и заканчивается "ничем", но...

    Ёнхэ вряд ли выживет, в слишком критическом состоянии она находится. Возможно, на этом последнем повороте, когда сестра наблюдала за отлетающей к облакам птице, она и умерла. Возможно, она все еще была на последнем издыхании, когда сестра выжидающе смотрела на деревья у обочины, ожидая, что вот-вот они заберут Ёнхэ к себе – что та умрет, а они "победят". Инхэ долго пыталась отгораживаться от того, что происходило в мыслях Ёнхэ, но в конце она все-таки приняла ее. Не согласилась, но приняла.

    Книга очень интересна тем, сколько вопросов она задает и какой контекст при этом предлагает. Сами по себе вопросы могут быть простыми, избитыми, но именно контекст обогащает тему каждого из них. Например, вопрос "А почему умирать – это плохо?" из уст наивного ребенка или пожилой вдовы или такого персонажа, как Ёнхэ, будет восприниматься совсем иначе. Книга не ставит перед собой цель найти ответы – читатель должен (если хочет) сделать это сам. При этом вопросы завязаны не только на двух сестрах, у мужа Инхэ не менее сильная история, которую можно рассматривать под совершенно разными углами и трактовать ее на свой лад.

    В этом и состоит основная ценность этой книги для меня – очень много вопросов, мастерски обрамленных в историю об одной женщине.

    3
    422