Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тэсс из рода д'Эрбервиллей

Томас Гарди

  • Аватар пользователя
    Аноним15 сентября 2019 г.

    Апофеоз двойной морали

    Знакомство с английской литературой XIX века вселяет неоспоримое убеждение, что в местную воду обязательно что-то подмешивали. Иначе чем объяснить обилие романов воспитания, плюс/минус отходящих от канонов жанра, именно в это время?! Джейн Остин, Чарльз Диккенс, сестры Бронте и вот Томас Гарди. Очевидно, реалии общества того времени были настолько очевидны и порочны, что их было сложно не заметить. Гарди, в частности, перенимает эстафету писательниц в изображении женских персонажей в расцвете викторианского пуританства. Он представляет на суд историю «честной женщины, правдиво изображенной»…
    Семья Тэсс Дарбейфилд самая обычная: закладывающий за воротник отец, разрывающаяся между детьми, мужем и хозяйством мать, шесть горячо любимых младших братьев и сестер. Кое-как они сводят концы с концами, стараясь не связываться с кредиторами, но все заботы привычны и не дают поводов для слухов. Но одна новость меняет всю судьбу девушки. Возвращаясь домой с рынка, Джек Дарбейфилд встречает священника, и тот сообщает ему об именитых предках рода д’Эрбервилль. Голубая кровь немедленно дает о себе знать, рождая в нетрезвой голове идеи о возвращении утерянного статуса и богатства. Усилиями жаждущих улучшить свое финансовое положение родителей в округе находят однофамильцев с большим имением. И Тэсс отправляют налаживать родственные связи. Очаровательную девушку принимают со всем гостеприимством, особенно гипотетический кузен. Он предлагает ей работу птичницей и свою личную опеку...
    Произведения XIX века часто упрекают в старении и потере актуальности со ссылкой на отжившие нормы и прогресс взглядов. Действительно, к общей радости многие положения изменились: девушки носят брюки и получают образование, мужчина имеет право не становиться добытчиком семьи, брак становится делом только двоих в него вступающих и т.д. Многие события романа кажутся чем-то нереальным и совершенно невозможными в нынешних реалиях. К сожалению, двойная мораль все еще бурно цветет в самых разных сферах. Тэсс вынуждена поступиться своими принципами и пренебречь страхами в желании помочь своим младшим братьям и сестрам, снимая тем самым ответственность с родителей. Забота о своих родителях и сейчас служит оценкой моральным качествам человека, но при этом не учитывается отношение родителей к своим детям. По общему умолчанию ребенок должен прощать им детские обиды и нанесенные травмы, ведь якобы все содеяно из исключительно отеческой любви. Последняя иногда носит слишком гипертрофированный характер как в некоторых ставших скандальными делах с летальным исходом одной из сторон. Так всплывает еще одна двойная мораль в отношении жертв насилия, особенно сексуального – актуальнее некуда. В обществе широко распространено мнение о виновности жертвы, ее провокационном поведении. И вместо сочувствия человек получает еще одну дозу ненависти в свой адрес: такой моральный прессинг имеет больше последствий нежели сам факт насилия. Но даже в случае заявляемого провокационного поведения нападающий должен уметь себя контролировать, оценивать собственные поступки и то, к чему они приведут. Никакие обстоятельства не снимают с него ответственности за самого себя.
    После приведенных аргументов произведение Гарди уже не кажется отжившим свой век. А его героиня вызывает если не восхищение, то, как минимум, уважение. Не получившая в школе достойного образования книжного и мудрости опыта от своей поверхностной матери Тэсс обладала какой-то врожденной моралью и принципами справедливости. Послушай она свои внутренние инстинкты без оглядки на общественное мнение и непутевые советы, ее жизнь могла бы быть совсем иной, гораздо более счастливой. Но и перипетии судьбы не смогли сломать ее до конца: хрупкая эмоциональная девушка оказалась на порядок сильнее духом и телом, чем все мужские персонажи, озабоченные ублажением собственного эго. Сам автор при усердном старании объективно рассказать столь непростую историю поддается теплому чувству к своей героине. Но сохраняя нейтралитет, он не отпускает ее с миром до самого конца, пока Тэсс не простит сама себя.
    7/10
    Рекомендуется: в продолжение подросткового увлечения Остен и Бронте.
    Опасно: после знакомства с публикациями профеминстской направленности.

    3
    845