Рецензия на книгу
Защита Лужина
Владимир Набоков
AscanioVie11 сентября 2019 г.Иногда нам приходится выбирать, что мы любим больше — увлекательную историю или красивый язык. И в большинстве случаев я выбираю историю. Но даже лучшая в мире история будет неповоротливой, неопрятной и, вероятно, недостаточно эмоциональной, если в ней нет разных оттенков языка. Зато если использовать язык, как средство, если применять всю гамму писательских возможностей, то можно даже из чего-то совсем уж простенького сделать шедевр.
"Защита Лужина" как раз история простенькая. Биография гениального шахматиста, не более. Хотя, конечно, копаться тут в поисках диагноза можно годами. Но главная изюминка то в том, что все это Набоковым упаковано в невероятной красоты язык. Такой, что ты не можешь оторваться не потому что тебе интересно, что же там дальше с Лужиным будет, а потому что образы какие-то мифические (в простых вещах) и очень реалистичные (в вещах более сложных) одновременно. Все эти времени суток, у которых есть форма, запах, содержание. Все эти легкие конструкции, которые делают героев и историю вот именно такой, какой она и должны быть. Это все то, за что весь мир Набокова любит. Он с неприятными героями и очень простыми, на первый взгляд, историями обращается так, словно они не ограненные бриллианты, а он мастер-ювелир.
Я не хочу возвращаться когда-нибудь к этой книге снова. Она на самом деле тесная, дискомфортная. И героя тут зовут только по фамилии. И действие скачет во все стороны, возвращая из прошлого в настоящее и обратно. Тут все снова такое болезненное, немного туманное, как старое кино. Но зато мне хотелось вырывать страницы и вешать их на видные места, чтобы перечитывать прекрасные обороты и сравнения, чтобы хоть чуточку научиться писать и думать так же. Вот это свойство книг, которые устойчиво закрепились на пьедестале современной классики. Просто из-за того, что они совершенно написаны. ну и, конечно, потому что разбирать их на детальки можно бесконечно.
12645