Рецензия на книгу
Geschichte eines Deutschen: Die Erinnerungen 1914-1933
Sebastian Haffner
Аноним5 сентября 2019 г.Это вторая для меня книга Хафнера. Первой была "Некто Гитлер", прочитанная в мае. Рецензию на нее можно посмотреть здесь.
В "Некто Гитлер" меня привлекли несколько вещей. В первую очередь, авторский стиль и оригинальные идеи. Все вокруг толковали, что "История одного немца" в этом плане даже лучше, поэтому мимо этой книги я тоже не прошел.
Трудно сказать, какой из трудов Хафнера порадовал больше, но надо признать, что оба заслуживают комплиментов. Во всяком случае, "История одного немца" написана тем же беглым, афористичным языком, из-за которого остается впечатление, что ты не книжку прочитал, а вживую побеседовал с автором. Что-то похожее чувствовалось, когда я читал "Россию в концлагере" Солоневича.
Сравнение с "Россией в концлагере", кстати, уместно не только из-за некоторого совпадения авторских стилей. Построены книги тоже примерно одинаково. В центре внимания — мысли, чувства и ощущения интеллигента, оказавшегося в эпицентре глобального политического катаклизма. Единственное, Хафнер в отличие от Солоневича довольно легко отделался, своевременно сбежав из Рейха, поэтому его приключения не настолько эпичны. Но в этом тоже есть своя изюминка — автор сам подчеркивает, что хотел показать, как живут при нацистах совершенно обычные, ничем не выдающиеся люди. И как они вообще позволили этим самым нацистам сесть к себе на шею.
Логически книга Хафнера делится на три части. Первая — "Пролог" — коротко рассказывает нам о Германии в 1914-1933 гг. На эти годы приходится взросление автора: если в 1914-м ему было семь, то в 1933-м он как раз собирался сдавать на ассесора. Может быть, кто-то скажет, что воспоминания ребенка не особо показательны, но автор изящно подчеркивает, что как раз наоборот — дети Первой мировой через 20 лет дружно подались в нацисты, поэтому изучать их мышление и мировоззрение очень важно. Тем более любопытных наблюдений там и вправду много — например, Хафнер много пишет о том, что воспринимал вместе с друзьями войну как игру, каждый вечер отмечал на карте расположение армий, а потом, в 1918-м, был жутко шокирован поражением. Через годы он, как интеллектуал и сын профессора, сумел разобраться в причинах, а вот однокашники вполне довольствовались теорией "удара в спину". И принялись мстить "предателям".
Вторая часть — "Революция". Там Хафнер изучает обстоятельства прихода Гитлера к власти. Двадцатые автор воспринимает с явной ностальгией, но при этом отмечает, что слабость веймарской политической системы была очевидна уже тогда. По большому счету, объяснение нацистского триумфа у Хафнера сводится к двум пунктам: политической импотенции их конкурентов и успешной пропаганде среди разного рода маргиналов. Тем паче процент таковых в той Германии был нетипично высок — тут не только обычные неудачники, но и солдаты Первой мировой, и банкроты Великой Инфляции.
Третья часть — "Прощание" — самая интересная. И самая злободневная, в том числе для нас. В ней Хафнер буквально по минутам рассматривает сползание Германии и немцев к нацизму. Ведь сам по себе приход Гитлера к власти еще не означал установления диктатуры — Гитлер просто стал очередным канцлером в рамках веймарской политической системы и никаких суперполномочий не имел. 5 марта 1933 года, например, нацисты проиграли выборы в парламент, то есть на этой отметке большинство населения все еще было против них. И при этом уже 1 апреля проводится первая акция по бойкотированию еврейских магазинов, и проводится... без малейшего сопротивления со стороны общества! Немцы, большинство из которых и близко ничего не имеет против евреев, решают не вмешиваться: "ну, это не мое дело", "ну, у меня семья", "ну, среди этих евреев и правда что-то слишком много богачей".
Сам Хафнер нацистов ненавидит. У него с ними не только идейные, но и эстетические расхождения. Хафнер по своей воле не делал бы ничего из того, что хочет режим, и поначалу он думает, что "эмигрировать в себя" действительно получится. А дальше... Дальше он лепечет "я ариец", когда к нему на работу в поисках евреев припираются штурмовики. Он едет на ненавистные военные сборы, чтобы получить доступ к экзамену. Он соглашается надеть там на руку повязку со свастикой — ведь глупо отказываться, сразу пошлют в концлагерь и бороться с режимом не получится. Он вместе с однополчанами слушает по радио Гитлера, а в конце, чтобы "не выделяться", тянет руку в нацистском приветствии...
В общем, автор понимает, что режим не оставляет в покое никого (потому-то он и называется "тоталитарным"). И "эмиграция в себя" невозможна — ты либо по чуть-чуть интегрируешься в эту самую ненавистную систему и невольно начинаешь ей помогать, либо борешься с ней. Третьего не дано — если ты думаешь, что "политика не для тебя и никогда тебя не коснется", можешь через пару лет обнаружить себя сжигающим какую-нибудь деревушку. В полной уверенности, что все делаешь правильно.
5/5
22983