Рецензия на книгу
Мастера фантастики 3. Снова и снова
Клиффорд Саймак
Аноним4 сентября 2019 г.Истоки прошлого в будущем
Впервые играю в "Кот в мешке" и это первая книга, которая мне там выпала. Книга хорошая, хотя не все аллюзии были мне понятны, но основную идею я уловил.
Действие происходит в 7990 году и речь тут идёт об Эшере Саттоне - космическом разведчике, который отправился налаживать контакт с самой закрытой негуманоидной расой в Галактике и исчез на двадцать лет. И вот он неожиданно возвращается на нефункционирующем корабле, прожив несколько лет без пищи и воды. А его уже ждут спецслужбы, вот нежданчик! К тому же он теперь обладает резервной системой жизнеобеспечения и наделён двумя сущностями, что отсылает нас к идее Ницше о сверхчеловеке, которую подхватили сами знаете кто.
В книге много кратких эпизодов с путешествиями во времени, но они только подтверждают утверждение, что прошлого не исправить", хотя можно немного подкорректировать.
Вначале были твари, которых он не умел убивать. Убивать могли они. Но человек был хитер, дубинкой и каменным топором он стал убивать мамонтов и саблезубых тигров, которых голыми руками не возьмешь. Так он обрел власть над животными, и истребил всех, кроме тех, которым милостиво позволил служить себе. Но уже тогда, когда он дрался с животными, он дрался и с себе подобными. Животные были побеждены, но продолжались другие битвы – человека с человеком, народа с народом.
– Всё это в прошлом, – возразил Саттон. – Уже более тысячи лет назад войны прекратились. Теперь людям нет нужды убивать.
– Вот в этом-то и загвоздка, – сказал робот. – Действительно, теперь как будто нет нужды ни сражаться, ни убивать. О, ну, разве только в исключительных случаях, где-нибудь на далеких планетах, где иной раз приходится кого-нибудь прикончить из соображений самозащиты, или, как у вас говорится, для поддержания торжества власти человечества. Но, по большому счету, необходимость в убийстве, действительно, отпала. И все же вы убиваете.Книга была написана в период "Холодной войны", поэтому я и решил, что здесь будет обыгрываться тема "гонки вооружений", да и подобные цитаты подтверждали эту мысль.
Но книга была написана в то время, когда на слуху были также события Второй мировой войны, поэтому здесь обыгрывается именно эта тема.
Когда в сюжете появилась книга, которая всколыхнёт умы всей Галактики и станет причиной межгалактической войны, я решил, что речь о Капитале и здесь будут показаны устрашающие последствия коммунистического, либо фашистского режима, ведь эти режимы очень похожи. И оба они вытекают из социализма, правда с разных сторон.
Фашизм призывает поклоняться сильному государству, вождю, как олицетворению государства. Человек не является индивидуальной личностью, он является винтиком в огромной государственной машине. "Всё в государстве, ничего против государства и ничего вне государства"особенно это заметно в эпоху Сталинизма (с его расстрелами, концлагерями, закрытием границ). Но не будем вдаваться в политику и вернёмся к сюжету.
Когда в романе появилась девушка по имени Ева, а позже открылось название будущей книги "Это судьба", то сомнения рассеялись.
Саймак создал некую предысторию идеи фашизма, которая зародилась в конце восьмидесятого века и была надиктована эфемерными симбиотами негуманоидной расы, видимо имеются ввиду арийцы.
Человечество в то время немногочисленно и чтобы поддерживать свою власть в Галактике, они штампуют андроидов, отличающихся от людей, только клеймом на лбу. Поначалу решил, что речь о чернокожих, но видимо, это олицетворение нацистов. Они проникаются идеей, что "Никакая форма жизни не может быть одинока" и объединяются, дабы восстать против угнетателей. Опять смахивает на коммунизм. Хитрец был старина Клифф, решил запутать читателей, чтобы русскоязычным потребителям говорить, что здесь о фашистах, а англоязычным, что речь о коммунистах. Даже слово "товарищ" несколько раз встречается в тексте. Эта цитата похожа на описание СССР.
Это – недоступная система, секреты которой можно было бы раскрыть, лишь проникнув туда. Уже многие годы, – продолжал он, – мы исследуем Галактику, и не мне вам рассказывать, что всякое удалось повидать. Условия жизни, абсолютно несхожие с земными, непривычные и опасные формы жизни, общественные системы и психология обитателей других миров, от которых можно просто свихнуться. У меня, например, начинается головная боль, как только я принимаюсь обо всем этом размышлять. Но мы всегда могли посмотреть своими глазами, хотя бы посмотреть – я подчеркиваю – на все, что нас интересовало. С Лебедем-61 все было иначе. Мы просто не могли попасть туда. Планеты там покрыты плотным слоем облаков, а самое главное на расстоянии нескольких миллионов миль от системы начинает действовать эффект скольжения…
Тут он посмотрел на Кларка.
– Я верно говорю?
– На самом деле, описать это невозможно, – отозвался Кларк. – Но лучше всего подходит слово «скольжение». Вы не останавливаетесь, скорость не уменьшается, но вас как бы отталкивают. Как будто корабль натыкается на лед. Приборы ничего не регистрируют, однако преграда существует, и она непреодолима. Курс корабля отклоняется от заданного. Вы проводите коррекцию курса – и снова отклоняетесь.Хотя эта раса и на арийцев смахивает. Да, не нам тягаться с великим фантастом и мистификатором!
Позабавил эпизод, где главный герой отправляется в двадцатый век и встречает там болтливого старичка Клиффа, который, среди прочего, рассказывает ему о своём недописанном рассказе. Видимо это такое литературное камео и Саймак увековечил себя в своём же романе.
Книга напомнила переливающуюся картинку, знаете, такие открытки раньше выпускали. Сначала мы думаем, что видим одно, Но стоит немного поменять угол зрения и перед нами предстаёт уже другая картинка. Это как Бустрофедон - способ письма, строки в котором чередуются, то слева направо, то справа налево.
Вот такой неоднозначный роман, Концовка тоже неоднозначная, вроде бы всё ясно, но немного подумав, понимаешь, что её можно интерпретировать по-разному. Как говорится: и нашим и вашим.811,3K