Рецензия на книгу
Братья
Константин Федин
Аноним1 сентября 2019 г.Музы молчат?
Константину Федину, одному из мастеров прозы ХХ века, плохую услугу оказал Дмитрий Быков, подвергнув его разгромной критике в сборнике "Советская литература. Краткий курс". Статья красноречиво называлась "Федин беден" и начиналась хлёсткой фразой о том, что сегодня трудно найти человека, который бы перечитывал этого писателя.
Сейчас ситуация начала меняться в лучшую сторону.
Под редакцией Н. В. Корниенко вышел сборник «Константин Федин и его современники. Из
литературного наследия ХХ века» (в 2-х кн.), проходят обсуждения его творчества. (ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=jsTkxjq4cxA).Мне более всего близок ранний Федин, создавший авантюрный роман "Города и годы", а также увлекательную книгу "Братья". Раскрыв наугад этот забытый роман, я незаметно вовлёкся в чтение. Всё поражало - поднятые проблемы, блестящий стиль, образы героев, которые предстали живыми людьми, кажется, что ты знаешь их лично, общался с ними, хотя роман написан ещё в 1928 году!
Конечно эта книга - отнюдь не развлекательное чтиво, требует серьёзного осмысления и какой-то внутренней подготовки. Есть в романе и длинноты, и трудные места, но за героев переживаешь и это заставляет не бросать чтение.
Герои - это братья Каревы (сыновья бухарского казака): Ростислав - пламенный большевик, строитель нового общества и Никита, увлечённый до глубин души музыкой и ставший композитором.
Каждый из них проживает непростое детство и юность и идёт по жизни своим путём. Особенно ярко описана эволюция Никиты Карева, с детства поражённого гармонией, красотой и одновременно несправедливостью этого мира. Он учится у скрипача Верта, переживает все революционные волнения и перемены, его носит по миру, но он не отрекается от своего призвания - музыки.Показательна встреча двух братьев спустя годы.
Командир отряда Ростислав спрашивает брата, что он делал в войну.
Никита не сразу ответил, в удивлении поднял плечи и пристально вгляделся в брата."— Как — что делал? — тихо переспросил он. — Ты должен знать, что я делаю.
Он опять немного помолчал и добавил, точно в обиде:
— Я по-прежнему занимаюсь музыкой, писал симфонию…
— Писал симфонию? — простодушно воскликнул Ростислав. — Всю войну, четыре года? И больше ничего?
— Если хочешь — больше ничего, — отозвался Никита.
На мгновение в его голосе прозвучала заносчивая досада, но он почти тотчас же снисходительно и мягко улыбнулся:
— Если не считать, что я мучился, падал духом и поднимался, что я смотрел и слушал.
Он засмеялся, и вновь проскользнула в его смехе нотка горького превосходства над братом".Позиция Никиты стоять в стороне от событий и заниматься творчеством не понятна брату. Он не считает это трудом, важной деятельностью. В то же время и Никите есть за что упрекнуть Ростислава, много лет убивавшему представителей своего народа, просто имевших другие взгляды.
"— Ты не был на войне, — словно извиняясь, сказал Ростислав, — ты не знаешь, как это все было заверчено, понимаешь, вот так черт!
— С тем же правом я могу тебе сказать, что ты не знаешь музыки, что ты ничего, кроме войны, не знаешь и хочешь решать все войной, хотя бы с родным отцом.
— Да! — упрямо и хмуро сказал Ростислав. — Хочу решать войной. Уверен, что ты — тоже будешь решать войной".Это блуждание Никиты между лагерями во время революции, ответственность таланта перед своим народом, родиной показаны в книге достаточно глубоко и подробно.
В романе есть и любовная линия. Особенно сложны отношения Никита Карева с инфернальной, будто колдовской, мятущейся Варварой.
В книге, конечно, ощутимо влияние Достоевского, Горького и западных мастеров литературы.
Роман "Братья" вполне достоин знакомства с ним, как произведение глубокое, насыщенное вневременной философией и приметами своего времени.9866