Рецензия на книгу
Центр тяжести
Алексей Поляринов
EvaMalfoy1 сентября 2019 г.Люди, идущие строем, всегда идут не туда. Чаще всего строем не «идут», а уходят — от здравого смысла.
Центр тяжести, Алексей Поляринов
Издательство ЭКСМО, 480 с.Очередная книга в моем багаже, о которой сложно рассказать в двух словах. Отзыв на нее я писала горааааздо дольше, чем читала. Это метароман, история взросления, киберпанк, политическая сатира, антиутопия, переплетение сказок и реальности, рассказ о роли искусства, о травме и принятии себя.
Начавшись как история о семье и детстве главных героев, книга внезапно превращается в антиутопию в лучших традициях жанра — и теперь Егору, Марине и Петро, связанным тонкой красной нитью запутанных семейных отношений, предстоит понять, что они могут противопоставить системе и будут ли это делать.
Я отдаю себе отчет, что базово этот роман мне был интересен, как произведение определенного человека, мне хотелось увидеть, как вот этот конкретный человек, говорящий такие правильные слова про разную литературу, творчество и искусство, будет выкручиваться уже в своей книге, а не на поприще анализа чужого текста. В глаза, в первую очередь, бросается то, что автор очень щедро поделился с героями своим детством, профессией и мировоззрением, даже литературными пристрастиями, именно это, пожалуй, поддерживало мой интерес на протяжении всей книги. Мне уже сейчас очень любопытно увидеть следующий роман Поляринова, чтобы узнать, как он будет развиваться после того, как отдал так много дебютному произведению.
Но, при всем моем неугасающем интересе к книге, я постоянно спотыкалась о стыки разных ее частей… Немного лирики: иногда было ощущение, что в солнечный денек идешь по улице, улыбаясь ветру, и врезаешься в стену! Уж простите за такое убогое сравнение, но особенно ярко это проявилось после первой части (хотя в конце истории дается вполне логичное и исчерпывающее объяснение такой раздробленности, что в разы улучшает итоговую оценку книги).
Разбираясь в истоках такой лоскутности, находишь информацию о том, что автор не раз рассказывал о своем желании написать "американский" роман, выросший на творчестве лучших его представителей. Отсюда два варианта восприятия текста (или три): первый – вы имеете такой же базис, как и в автор, и с удовольствием выискиваете всевозможные отсылки к именитым американским авторам (предполагаю, что это Уоллес, Митчелл, Тарт, Гибонс, Борхес и т.п.), второй — вы читаете книгу, и так или иначе переходите к изучению вышеозначенных авторов, и третий — вы просто читаете, не оглядываясь ни на что, и получаете (не)удовольствие, нужное подчеркнуть.
Хоть роман и обозначен как «американский» роман, но самые лучшие части для меня "русские" - кусочек с детством главных героев — думала, захлебнусь от восторга, так мне все это напомнило мои любимые детские книги, да и само детство, пожалуй. И сказки Нины Ходжаровой, мамы главного героя, наполненные каким-то «магическим реализмом» и удивительной связью с реальностью.
Книга мне определённо понравилась, велика вероятность, что я снова к ней вернусь после прочтения тех авторов, что я для себя запланировала, но у меня осталось несколько вопросов:
Куда же все-таки делось третье озеро и причем тут вор "Гудини"?
Можно ли считать фамилию главного героя «Портной» отсылкой к лоскутности текста и к основной роли, которую на себя взял Петро?В планах «нулевой» роман автора, "Пейзаж с падением Икара", и рассказ «Мадридские
тетради». Безусловно, Поляринов для современной литературы — явление интересное и любопытное, это здорово, что появляются авторы, пишущие вот так, не зависая в 19 веке или трагедиях прошлого, не плодя очередное фэнтези или фантастику, а пытаясь выйти за эти рамки. Возможно, впереди нас будет ждать книга, которая вызовет резонанс в современной русской литературе.Читаете ли вы русских современников? Какая книга лучшая из прочитанного на данный момент?
181K