Рецензия на книгу
Собрание сочинений в шести томах. Том 5. На восток от Эдема
Джон Стейнбек
Lika_Veresk31 августа 2019 г.Семейная сага с философским привкусом
В этом романе – всё, как я люблю: история нескольких семей, переплетение разных судеб в причудливый жизненный узор, «скелеты в шкафу» (правда, известные читателю, но, до поры до времени, не героям). Книга населена множеством персонажей, добрых и жестоких, человечных и циничных, энергичных и пассивных. Д. Стейнбек на протяжении всего повествования размышляет о нравственной природе человека, о соприсутствии и борьбе в его душе добра и зла, светлого и тёмного начал.
Калифорния, долина Саллинас-Валли, ее запахи, цвета и звуки, ее размеренная жизнь. Ее люди. В центре романа – жизнь двух калифорнийских семей: Гамильтонов и Трасков. Первые описаны с большой любовью, так как автор воссоздает здесь историю своих предков. Прообразом фермера Самюэла Гамильтона, изобретателя-бессребренника, мечтателя, книгочея и доморощенного философа, стал дед Стейнбека, приехавший с женой в долину из Ирландии. Просто подкупают тёплые, уважительные отношения, царящие в многодетной семье Гамильтонов, члены которой смиренно возделывают свою скудную землю, ищут смысла жизни, пытаются не отставать от требований стремительного нового века. На страницах книги мы увидим и самого Стейнбека, еще ребенка, но это не автобиографическое произведение.
Очень колоритен Сайрус Траск, личность авантюрная, не чурающаяся подлога и лжи. Но это и помогает ему нажить внушительный капитал. История детства его сыновей – это история привязанности и ненависти, любви и страха. Когда читаешь, просто поражаешься: неужели взрослые так заняты собой, что не замечают происходящего между детьми?! А поскольку «все мы родом из детства», то отголоски этих непростых отношений проявятся и в зрелые годы Адама и Карла. Хорошо, что Адаму, вынесшему множество жизненных испытаний, удастся построить свои отношения с сыновьями на иных основах. Поначалу он «выпадает» из жизни своих детей, но спустя время становится прекрасным отцом, интуитивно понимающим, как растить сыновей. Чего стоит хотя бы его разговор с юным Кейлом после того, как он вызволил его из полицейского участка. Адам находит самые верные и точные слова, и лёд в душе сына тает, и приходит небывалая до сих пор душевная близость между двумя родными людьми, то ощущение глубокого доверия, которое даёт силы пережить все испытания.
Самым интересным и неожиданным персонажем для меня стал слуга-китаец Ли, настоящий восточный мудрец, ищущий ответы на непростые вопросы бытия, человек, переживший страшную трагедию, но не утративший интереса к жизни и любви к людям. А еще он истинный талисман Адама Траска. Когда Ли собрался в какой-то момент уйти из семьи Трасков, чтобы жить собственной жизнью, у меня просто возникла тревога: без него непременно всё пойдёт не так, причем отнюдь не только в хозяйственном плане. Ведь это он в худшие для Адама дни поддерживает жизнь в доме и фактически растит его сыновей; он внушает Кейлу-подростку, мучительно ищущему себя и страдающему от собственного несовершенства, что в нём есть доброе начало, что человек должен сам строить свою судьбу, а не списывать свои неудачи на дурную наследственность. Это Ли сеет в голове Арона мысль о необходимости в жизни полной правды, какую бы боль она ни причиняла. Он даёт мальчикам уроки любви, достоинства, чести, правды, житейской мудрости.
Каким-то малоубедительным воспринимается образ Кэти: уж больно много чёрной краски использовал Стейнбек для ее изображения, никак, по сути, не мотивировав ее характер. Ее «подвиги» в юности просто вызывают недоумение (особенно отношение к родителям). Так и хочется сказать: «Не верю!!!». И потом, я не люблю, когда автор прямо в лоб заявляет: герой, дескать, такой-то и такой. Читатель сам должен сделать выводы, опираясь на поведение персонажа, его отношение к людям, к миру. А тут просто припечатали: «монстр», и всё, и подобрали достаточно прямолинейные иллюстрации для изображения ее «монструозного» поведения. Только ближе к концу поступки Кэти, охваченной диким страхом, становятся понятными и объяснимыми. Главное в героине – контраст внешней красоты и душевного уродства, что тоже призвано демонстрировать сложность и неоднозначность человеческой природы.
Очень привлекательна философская составляющая романа, то, как писатель достаточно тонко создает двойную художественную проекцию библейской притчи о Каине и Авеле – сначала в образах Карла и Адама, а затем – Кейла и Арона. При этом автор не изводит читателей натужной религиозностью и назидательностью, за что ему отдельное спасибо.
Стейнбек избегает буквального повторения: если в первом случае зависть к брату делает Карла злобным и агрессивным, способным даже убить, если так сложатся обстоятельства, то во втором – Кейл казнится собственными порочными чувствами, преодолевает зависть, и его любовь к брату берет верх над всем низким и постыдным. Однако всё равно именно он фактически оказывается виновен в смерти брата.Моя извечная привычка усматривать ассоциативные параллели с другими произведениями натолкнула меня на ассоциацию весьма неожиданную. В чеховском рассказе «Студент» юный герой вспоминает библейскую притчу об отречении от Иисуса Петра и тяжких душевных муках последнего, и вдруг ощущает связь всех времён, всех людей на земле, значимость их нравственного выбора и поступков для последующей человеческой истории. Так и здесь: библейский сюжет, над адекватным переводом которого застывает потрясенный Ли, оказывается темой на все времена и подчеркивает идею личной ответственности человека за то, какой путь он выбирает.
131K