Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Отцы и дети. Повести. Рассказы. Стихотворения в прозе

И.Тургенев

  • Аватар пользователя
    Аноним30 августа 2019 г.

    В начале чтения Базаров просто подбешивал. Вот это его высокомерие, презрение, небрежность, ленивые ответы.. нигилист хренов. Полностью согласен с другим героем произведения Павлом Петровичем:


    Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось им прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: все на свете вздор! – и дело в шляпе. Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты.

    После этой реплики Базарова:


    Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете... Да ведь надобно же и строить. — Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить.

    - ой Шариковыми пахнуло..., аж страшно стало.

    Два противоположных героя, олицетворяющих разрыв поколений - Павел Петрович и Евгений Базаров. Каждый является убежденным приверженцем своих идеалов (это не про Базарова), привычек, убеждений. Да только если у первого имеется осознание преемственности, есть созидание и уважение к культуре, традициям поколений, то у второго есть только прикладные, пусть и в то время передовые, некоторые знания (в биологии, медицине), а в остальном - невежество, завуалированное отрицанием.

    Позади пропасть - ведь он презирает ценности на которые опираются человеческие добродетели. Впереди туман - ведь он не принимает советы и опыт других, он ко всему относится скептически и с недоверием. А здесь, в настоящем, сильный и уверенный в себе Базаров сталкивается с вещами для него невыясненными, и он не может их отрицать. Например чувства, которые он в себе обнаружил по отношению в Анне Петровне.

    Наглядно описал автор отношение мужиков к Базарову, где важнее не само отношение, а обнаруживавшаяся степень заблуждения, надменности, самоуверенности и как следствие - близорукости Базарова.


    Увы! презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров (как хвалился он в споре с Павлом Петровичем), этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового…

    Аркадий и Елисевич Ситников - два разных типа последователей Базарова. Пример Аркадия говорит о «сырости» Базаровских убеждений: Аркадий, встретив свою любовь, быстро как-бы остепенился, нашел себя, потому что он не был построен на отрицании, хотя и хотел подражать Базарову. У молодого человека появилась семья, заботы по хозяйству и, тем самым - полнота жизни, чего у его старшего друга не было. К чести Базарова, расстались товарищи своевременно - дальше, уверен, Аркадий просто не воспринимал бы Базарова как старшего наставника, возможно последний это почувствовал.
    А вот другой его последователь - Ситников, тот, который «тоже готовящийся быть великим» с «двумя-тремя химиками, не умеющими отличить кислорода от азота, но исполненными отрицания и самоуважения», недавно будучи побитым, продолжает «дело Базарова» за неимением какого-либо содержания как личности.

    Герой Тургенева Базаров, своей жизнью и скоропостижной смертью как бы олицетворяет шаткость, сыпучесть, беззащитность новых поколений Базаровых перед монолитной, многовековой мудростью и мощью окружающего мира: природы растений и животных, природы людей, любви, традиций, семьи...

    Ничего в мире не происходит просто так, ничего в природе не лишнее и не случайное.
    Все суть о Принятии, а не Отрицании в последних строках книги:


    Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной
    29
    1,1K