Рецензия на книгу
Двадцать веков алхимии: от псевдо-Демокрита до наших дней
Родиченков Ю. Ф.
Аноним26 августа 2019 г.Рецензия на книгу Юрия Родиченкова «Двадцать веков алхимии от псевдо-Демокрита до наших дней»
Нечасто в русскоязычном пространстве можно встретить настолько подробную работу по столь интригующей теме как алхимия. Многим людям кажется, что время таких дисциплин как алхимия, астрология, геомантия, нигромантия, тарология уже давно прошло, однако, ум достаточно пытливый никогда не останавливался перед духом времени и взывал к духу бытия как такого. А ответить на вопрос возникающий при взывании к бытию большее чем сам человек, без мистического, религиозного и несколько эзотерического понимания проблемы практически невозможно. Попытка охватить его(бытие), хотя-бы умом, хотя-бы концептуально, на уровне понятий уже будет выходом за всякий положенный человеку предел. А сформулировать возможное решение вне понятийного аппарата человека религиозного дело гиблое уже в самом зародыше. В начале было слово и это слово было ответом на немой вопрос.
Алхимия ставит перед собой многие из тех вопросов, что требуют подобных ответов. Поэтому ясное понимание алхимии и её терминологического аппарата даёт человеку ключи отворяющие вход в замкнутый Царский чертог знаний неподвластных уму «рациональному» в вульгарном понимании этого слова. То есть уму профанному и формально логическому, не способного к диалектике и размышлению дальше видимого мира. Она раскрывает Тайну готических соборов и подсказывает или легко намекает на то куда убегает Аталанта. Она даёт ключ к бессмертию и дарует богатство, которое не есть золото черни. В ней есть место как мистику, так и мошеннику, как суфлёру, так и подлинному Адепту Искусства . Человек может найти в ней многие из своих чаяний, которые по мере изучения Науки трансформируются и приходят к совершенству и в сути своей уже мало походят на те меркантильные, эгоистичные интересы с которыми он первый раз пересекал порог лаборатории. Потому как невозможно добиться идеального Медикамента если при этом и сам Адепт не прошёл собственной трансмутации в добродетели и мудрости, так невозможно убедить в необходимости её изучения человека не вопрошающего.
Теперь обратимся к содержанию книги. По сути мы имеем перед собой энциклопедию посвящённую алхимии. Царскому Искусству, Истинной Науке и прочия и прочия, и прочия. Фактически, большая часть содержащихся в ней материалов это история человечества переданная через персоналии, точнее история созданная самими алхимиками. История сотканная их жизнями, их практикой, их открытиями. Водяная баня, дистилляция, порох, аллопатическая медицина, Мейсенский фарфор, многие химические соединения, сплавы, кислоты, взрывчатые вещества и другие изобретения поворотные для истории всего человечества были лишь побочным продуктом алхимических штудий. От Древней Греции и эллинистического периода к рассвету Исламской цивилизации, от возрождения к новому времени. От лабораторных приборов, сохраняющих имена изобретателей, до литературы и живописи и даже от архитектуры до музыкальных произведений. Во всём многообразии культуры есть следы отдельных алхимиков и алхимии в целом. Менялись эпохи, менялась религиозная среда, менялась культура, рождались и умирали империи, сменялись династии, менялась и алхимия, менялись подходы к практике, менялась терминология, увеличивались или уменьшались количественно операции, появлялись новые подробности, но сущность алхимии оставалась неизменной.
При прочтении особое внимание рекомендую уделить главе посвящённой арабской алхимии. Немного существует русскоязычных источников где столько внимания было бы уделено этой проблеме. Боюсь, что появление более подробных текстов по этому разделу Алхимии дело даже не ближайших лет, но десятилетий… надеюсь что ошибаюсь.
Парацельсу и его последователям, без которых само существование современной медицины можно было бы ставить под большое сомнение, уделено так-же немало внимания. Даже такие специфические медикаменты как уснея и мумия были упомянуты в тексте. На 262 -263 странице рыжеволосые люди найдут очень своеобычный комплимент, наслаждайтесь.
Так-же считаю важным обратить внимание на фрагмент текста посвящённый симпатическому лечению и дискуссии вокруг него. Для интересующихся историей науки важен будет даже не сам предмет спора, но аргументы приводимые учёными и общий тон дискуссии. Очень яркие пассажи, особенно на страницах 300-301 не оставят равнодушными любителей «доброй» полемики.
Очень интересны и приложения добавленные в конце основного текста. Автор не объясняет почему они добавлены и зачем там находятся. Вступительного или объяснительного текста, касательно приложений в книге нет. Рискну предположить, что они добавлены ради демонстрации алхимических документов различных эпох. Что немаловажно для понимания динамики развития представлений об алхимии. Фрагменты дневников Джона Ди, больше похожи на заметки придворного чиновника, чем на записи экзальтированного мистика, как большинство его себе представляет. Однако, те методы шифровки записей, которые он практиковал могут натолкнуть на весьма любопытные выводы.
Из недостатков можно отметить отсутствие указателя имён. При работе с настолько объёмной работой, при необходимости найти определённый фрагмент и сделать выписку, это становится весьма ощутимо.
Так же отмечу недостаточное внимание к фигуре Барона Джулио Чезаре Андреа Эволы. Это не такой большой недостаток, учитывая что он был в большей степени теоретиком герметицизма, чем алхимиком практиком, однако, без его работы «Герметическая традиция» сложно представить себе современный дискурс сформировавшийся вокруг алхимии. Даже психологические толкования алхимии (в частности Юнгианские) во многом испытывают серьёзное влияние именно этой работы. Барон Юлиус Эвола, кроме прочего, мог бы послужить своеобразным смысловым мостиком между Джулиано Кремерцом и Джаммарией.
Отсутствует и демаркация понятий между теософией и теософизмом. И под теософизмом в данном случае следует подразумевать не Шелинговское определение (как вид мистицизма исключающий возможность научного познания), но смысл который в этот термин вкладывал Рене Генон. Болезненное увлечение «философией» Елены Петровны Блаватской. На мой взгляд всё таки нужно отделять средневековых мистиков от последователей «махатм».
Тот минус, который на самом деле плюс. Автор не рассматривает то, что является алхимией только по самоназванию. Иначе пришлось бы детально изучать всё подряд, от Рами Блэкта до Джона Бейнса. То, что работа касается только условно очерченной западноевропейской алхимии только плюс. Если взять понятие алхимии хоть чуть-чуть шире, то такой массив данных предусматривал бы гораздо больший объём текста и гораздо более широкое проблемное поле, в которое попала бы рассаяна, даоская алхимия, тибетская алхимия, алхимия нью-эйдж, психологические толкования алхимии и даже бизнес-тренинги. Однако, указанное проблемное поле ещё требует своего рассмотрения. И лучше, что-бы эти темы получали столь же подробные работы как эта.
Данную работу можно порекомендовать к чтению всем умам достаточно пытливым, всем интересующимся алхимией. Читателям как опытным, так и тем, кто заглянет в книгу из любопытства. Книга написана понятным, удобоваримым языком и не требует специальной подготовки. Берите книгу, присаживайтесь поудобней и отправляйтесь в путешествие за Secretum Secretorum.
С уважением, Николай Кузьмин
5691