Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тринадцатая сказка

Диана Сеттерфилд

  • Аватар пользователя
    Аноним18 сентября 2011 г.

    Я начала испытывать беспокойство, никак не связанное с ходом повествования. Большой и указательный пальцы правой руки настойчиво посылали мне сигнал: «Осталось мало страниц».


    Наконец-то книга затянула меня так сильно. Манила к себе, держала за руку, заставляла переворачивать страницу за страницей. Всякий раз приходилось отрываться от «Тринадцатой сказки» колоссальным усилием воли, а в следующий раз первые страница-полторы шли натужно, с некоторым трудом; то вина не текста, он замечателен и читается легко – просто не сразу получалось за него зацепиться сознанием, не сразу я возвращалась в мир, спрятанный за потрясающе красивой обложкой. Это как заснуть или поддаться гипнозу – поначалу лезет в голову всякая чушь, зато потом ничего и никого вокруг не видишь.

    «Тринадцатая сказка». Это история про привидение, про близнецов, история про шелест страниц то в старом букинистическом магазине, то в огромном особняке отшельницы, история про историю. В ней нет драконов, прекрасных принцесс, эльфов, гномов и фей. Но в ней есть магия – ею сияют страницы книги, она окутывает сознание читателя, она дурманит. Что-то оживает, когда читаешь эти строки, одну за другой – это длинное, длинное заклинание.

    Наверное, это оживают герои. Они удивительно настоящие, кажется, что можно прощупать сквозь страницы шрам циничной Виды Винтер на правой ладони, отражение незаживающих открытых ран в ее сердце; шрам на боку Маргарет Ли; надписи на костях Чарли, которые он выводил иглой сам; невидимые раны в сознаниях Аделины и Эммелины.. «У каждого есть своя история». Поэтому они такие живые, пока их истории рассказывают. Нам.

    Эта книга из тех, куда переселяешься, пока не дочитаешь до конца. У меня все еще болит за них всех душа – за боль Виды Винтер, которой не суждено было зажить, за ее роковую ошибку, за одиночество мисс Ли, которое едва ли кто-то может в полной мере понять, за многолетнюю тоску Аврелиуса..

    Нет, эта сказка не про драконов и принцесс. Это сказка про инцест, про старение, смерть, безумие, боль, утрату. Снежная королева оказывается глубоко несчастной, многие годы терзаемой собственными скелетами в шкафу старой женщиной, слишком рано потерявшей всех, кого любила. Великан оборачивается несчастным маленьким мальчиком, который всю жизнь искал маму. Призрак обретает плоть и имя. Эта сказка в духе Виды Винтер – реальность слишком сурова, чтобы канонические сказки выдерживали хоть какую-то критику.

    Но в то же время магия этого текста не позволяет назвать его трагическим, тяжелым, давящем. Это все-таки сказка. Сказка не может быть такой – даже тринадцатая. Это все равно чудесная история, несмотря ни на что.

    К тому же, для нас с вами, читателей, все-таки приберегли настоящее, неподдельное чудо. На самый-самый конец.

    45
    164