Рецензия на книгу
Безмолвная земля
Грэм Джойс
Аноним22 августа 2019 г.Система «набранных» координат.
Это произведение тот редкий случай, когда роман предстаёт перед читателем в качестве зеркала, где отражается то, чем наполнен читатель, и что, собственно, он видит в книге, что он черпает из неё. Книга даёт читателю то, что так необходимо ему «здесь и сейчас». Произведение обращено к особым граням человеческого мироощущения. Здесь много мистики, параллельности временного пространства, параллельности мышления и реальности, но основа — философия. Причём это интереснейший взгляд автора на составляющие мироздания, прохождения процессов, которые нам неведомы, но они явно существуют. Здесь есть над чем подумать, и о чём поразмыслить.
Если читатель обратится к книге за «ответами на вопросы», то данный роман не из тех, здесь не будет никаких ответов — у «Безмолвной земли» другие цели. Книга предназначена для понимания и определения точки координат, в которой находится читатель — «здесь и сейчас». В качестве примера история с главными героями романа — Зоей и Джейком: у них «координаты» оказались разными, несмотря на то, что они были парой и прожили в браке уже 10 лет (срок не малый); даже в тот момент, когда они будут стоят обнявшись перед окном — будут видеть в нём разное, словно они существуют в разных параллельных мирах. Каждый из нас находится в своих «набранных» координатах реальности, и понимание событий, которые тебя окружают, происходит в зависимости от этих координат.
Моя оценка: 4,5 из 5. Но не всё так славно в этой книге.
Во-первых, это книга строго «18+». Причём, как сцены соития, так и разного рода выраженьица, можно было описать и иначе, а в некоторых случаях и вовсе обойтись без них (конечно, автору виднее, но…).
Во-вторых, в этой книге Грэма Джойса используются слова, которые замусоривают прекрасное литературное пространство книги. Обычно их называют «слова паразиты», и в повседневной жизни от них пытаются избавиться, но здесь автор их вставляет в строки романа довольно часто и даже намеренно. Так, слово «блин» повторяется не раз, как и не раз прочитывается слово «зряшное» (почему нельзя было заменить словами «это зря» — одному автору известно; оно не придаёт и не наделяет героев чем-либо необходимым). Кроме того, используемое — «вылазь», «развиднелось», «блин горелый», «пошла к задам дома», и «глаза жёлтые, как написанные дырочки на снегу» — наводят на не очень хорошие мысли в адрес автора, особенно, если ты читаешь его первый раз. И удивляешься, что произведение получило в 2011 году литературную Премию имени Ширди Джексона, а на LiveLib роман входит в раздел «книга-открытие», считаясь выдающимся произведением!
В-третьих, во время прочтения мой интерес к книге был нестабилен, и очень. Здесь есть и интригующие моменты, когда читая, ты забываешь, что время продолжает идти, а вокруг тебя проходит жизнь, а есть моменты, которые абсолютно не придают сюжету ничего, словно это фрагменты из других романов, что является сродни «дивертисмента»: убери эти моменты в романе и он ничуть не обеднеет (что дважды меня подводило к моменту отправить книгу в раздел «недочитанное», там уже присутствует 4 книги).
В момент, когда я уже было решил отправить роман в «недочитанное» — зашёл на «Рецензии», и увидел уникальность произведения: каждый читатель видит своё, примечает и отмечает то, что видит только он, что находит отзыв и отклик только в его душе и мировоззрении, ощущениях и впечатлениях, только то, что резонирует с его струнами души, что бывает не часто. Если, например, спросить о чём и про что роман «Три мушкетёра» или же «Мёртвые души», то все дадут одинаковый ответ. В случае с этой книгой одинакового ответа не будет. Прочитав это произведение, здесь не может быть правых и неправых, верных или же нет. С этой книгой всё индивидуально. То, что читатель прочтёт и увидит — это Истина, и истина лично для него.
«Безмолвная земля» похожа конструкцией на романы Стивена Кинга, когда герои (их здесь толькое двое) попадают в череду мистических событий, понять которых невозможно. Попав в лавину на горнолыжном курорте и выбравшись из неё, Зоя и Джейк вдруг понимают, что они — одни, вокруг — никого, все исчезли. Причём куда бы они не пошли, желая выбраться из места, которое во многом странное, они всё равно приходят в тот же самый отель. Они звонят по телефону — никто не отвечает, они пытаются связаться с внешним миром — сигналы и связь есть, но ответа нет. Они словно попадают во «временной карман», где продукты не портятся, свечи не сгорают и всё вокруг пронизано мистическими странностями, чему невозможно найти объяснения, а под конец книги атмосфера событий напоминает рассказ Кинга «1408», где восприятие мироздания и временные события происходят в разных параллелях. Так и здесь герои воспринимают всё по-разному, как и видят разные события, находясь при этом рядом, обнявшись, защищая друг друга от ужаса и принятия безысходности событий.
Сами герои изначально разные, хоть и являются парой с десятилетним стажем. Даже именами автор их наделяет по звучанию «не парными» — Зоя и Джейк (как-то не звучит). Автор словно наделяет их существенным разделением между собой, когда они по-разному мыслят, они по-разному видят, они по-разному чувствуют. На протяжении всего романа Джейк не видит того, что видит Зоя, и наоборот. Их разночтения в «системе координат» с течением времени происходящего в книге всё больше увеличивается: Джейка всё больше одолевает состояние спокойствия (местами чуть ли не гипнотическое) и понимания происходящего, а Зоя всё больше входит в состояние паники, беспокойства и страха. И финал это доказывает. К слову сказать (если уж произнесено слова «финал»), в этой книге он действительно непредсказуем!
12410