Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века)

Юрий Лотман

  • Аватар пользователя
    Аноним21 августа 2019 г.

    Просвещает, увлекает, обогащает - перо мастера, не убавить! Множество интересных историй на примере реальных людей и событий, детально описанных иллюстраций, множество ссылок на современников той эпохи из числа писателей - классиков, военных, политических деятелей освещавших разные стороны дворянства в своих трудах. Тем не менее к концу прочтения стало немного занудно - слишком уж затянуты последние две главы. В целом, для интересующихся данной темой книга будет весьма познавательна, однозначно стоит ее прочитать.

    Возможно, кому-то будет интересно, мои заметки по некоторым главам книги:

    1. Люди и чины. Петр I старался все регламентировать, подчинить правилам. Ввел различия в чинах, одежде, этикет поведения, написания писем, титулы, ордена, табель о рангах и прочее. «Дабы тем охоту подать к службе, и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать». Несмотря на все это, плодилось множество законов, которые часто перечили друг другу и просто нарушались. Имело место воровство, кумовство и взяточничество.

    2. Женский мир и женское образование. Стремление государства распространить чиновничий принцип и на женщин. В Табели о рангах было специально и подробно оговорено, что женщины имеют права, связанные с чином их отцов (до замужества) и мужей (в браке). При Анне и при Елизавете было установлено, дамы какого класса имеют право носить золотое шитье на платьях, а какого — серебряное, какова должна быть ширина кружев и т. д. Появилось выражение «дама такого-то класса». Меняется образ женщины - появляется женщина стойкая, смелая и в то же время женственная, читающая и образованная, интеллектуально и общественно равная мужчине. Во многом характер русской женщины этой эпохи формировался под литературой. Открываются образовательные заведения для женщин.

    • Бал. Являлся важным элементом дворянского быта. Здесь, как писал автор, реализовывалась общественная жизнь дворянина. Балы были областью непринужденного общения, светского отдыха, местом, где границы служебной иерархии ослаблялись. Имели свои нормы поведения в танцах, одежде, этикету. Тем временем, в противоположность благонравной форме светской жизни - балам, никто не отменял «...игры юношей разгульных, Грозы дозоров караульных...» (А.С.Пушкин). Присущее в основном холостым молодым офицерам и гулякам «шаловство», а часто - просто попойки, не выдерживали этикета светских балов и в высоких кругах являлись «дурным тоном».
    • Сватовство. Брак. Развод. Постепенное изменение обычаев в сторону права выбора молодоженам, а не родителям. Женщина в результате соответствующих указов Петра I получает право на развод и деление имущества, вследствие чего становится юридически сильной половиной брака, распорядительницей хозяйства.
    • Дендизм. «Человек должен делать портного, а не портной — человека». Внутренняя сущность проявляется через внешне подчеркнутую (часто в насмешливой форме, небрежно) индивидуальность, противопоставление устоявшемуся поведению, традициям, правилам в обществе. Также присуща "поза разочарованности и пресыщенности", скука и хандра как бытовое поведение. Часто вытекающими из этого были азартные игры, дуэли, безрассудство на войне.
    • Искусство жизни. Вот тут неожиданным для меня оказалось то, что в XVIII века искусство и действительность общественность никак не взаимосвязывала, понимая что «в театре сцена это одно, а зрители другое», и даже смело принимало такие тесно переплетающиеся вещи как портрет Елизаветы с обнаженным телом Венеры (что в наше время действительно это сочли бы минимум неприличным). А вот в начале XIX века наоборот – «искусство становится моделью, которой жизнь подражает».

      7. Птенцы гнезда Петрова, Век богатырей - конфликт поколений начала и конца XVIII века. От человека общественного к человеку индивидуалисту. Следующее за петровским поколение, в силу направленности на развитие человека как личности, а не как служителя обществу породило ряд философов духа свободы, одним из ярких представителей которых был А.Н. Радищев. Также, здесь интересно описана личность великого полководца Суворова.


    Державин посетил умирающего опального Суворова и на вопрос, что тот напишет на гробе полководца, якобы ответил, что многих слов не нужно, достаточно: «Здесь лежит Суворов». Суворов, согласно этой версии, отвечал: «Помилуй Бог, как хорошо!» - в воле Суворова прозвучал голос человека второй половины XVIII века — ставившего превыше всего не чины, не ордена, а свою неповторимую личность.
    31
    1,6K