Рецензия на книгу
Вверх по лестнице, ведущей вниз
Бел Кауфман
Аноним19 августа 2019 г.Все, что вы когда либо хотели знать о педагогике
В педагогике я уже, страшно сказать, 18 лет, то есть ровно половину своей жизни. Именно 18 лет назад ко мне привели человека со словами: "Ну ты же знаешь английский, вот и его научишь". И даже дали за это денежку. Пустячок, а приятно. Конечно, тогда никакого высокого призвания я в себе не обнаружила, равно как и преподавательских талантов. Я нудно пересказывала известную мне информацию о презент симпл и презент континуус, и мой первый ученик довольно быстро слился. С тех пор много воды утекло, и думаю, что достигла определенного уровня на своем поприще, когда не стыдно за проделанную работу. Были в моей жизни и педагогические победы: ребенок, изначально испытывавший к английскому неприязнь, в итоге связал с этим языком свою профессиональную жизнь. Были и поражения, их было больше, вспоминать их совсем не хочется. Но тогда, 18 лет назад, я совсем не предполагала, что стану учительницей, более того, быть ею я не хотела. Поэтому главная героиня этой книги молодая учительница Сильвия Баррет вызывает у меня восхищение и уважение: ведь она с самого начала знала, кем хочет быть, и на своей работе что называется "горела". Такие учителя действительно редки, в основном это люди, выполняющие определенную работу в надежде получить за нее определенную зарплату, что бы ни говорили нам власть предержащие про призвание и тэ дэ. И я не уверена, что в моей жизни был такой учитель.
"Вверх по лестнице, ведущей вниз" - книга интересная со всех точек зрения, и в первую очередь композиционно. Она написана не так, как традиционный роман, а в форме всевозможных циркуляров, внутришкольной переписки, отрывков из ученических сочинений, а связаны все эти разношерстные тексты письмами главной героини своей подруге и однокурснице, в которых она рассказывает обо всех ежедневных трудностях, с которыми приходится сталкиваться молодому учителю. В своей книге Бел Кауфман повествует об американской школе 50-60-х годов, но уверена, что любой учитель, когда-либо работавший в школе, узнает здесь свое заведение. Все происходящее отдает абсурдом, и так оно и есть, а нестандартная подача материала помогает этот абсурд прочувствовать. Чего стоит утверждение в одном документе, что библиотека открыта для всех учеников и что ученикам пользоваться библиотекой запрещается. Признаюсь, что первую половину книги я безостановочно смеялась, так как узнала в происходящем практически все места, где мне довелось поработать, включая высшие учебные заведения. Ага, там тот же бюрократический бред, только помноженный на десять.
Главная героиня - новая учительница английского языка и литературы в классе для "особо отстающих". Нет, это не дети с диагнозом, просто ребята из неблагополучных семей, которым некогда да и неохота учиться. Задача Сильвии - увлечь отстающих своим предметом и повысить их успеваемость. Но это только на первый взгляд. Со временем Сильвия приходит к выводу, что цель ее сложней и благородней: она должна дать понять своим ученикам, что ей не все равно. Что они ей не безразличны. Что она готова бороться до последнего за каждого из них. Получится ли это у Сильвии? И возможно ли вообще найти индивидуальный подход к каждому ребенку? Книга не дает однозначных ответов, но тем она и хороша - все, как в жизни.
Для меня "Вверх по лестнице" очаровательна еще и тем, что отрывки из этой книги часто использовались в нашем вузовском учебнике по английскому. На протяжение пяти лет педагогические мудрости от Сильвии и ее класса сопровождали мою учебу. И сейчас так приятно узнавать эти отрывки, вспоминать основанные на них упражнения и дискуссии. Если честно, уже тогда мне захотелось прочитать книгу целиком, но в бумаге я ее не нашла, а технологии в ту пору были совсем не развиты. И вот спустя 18 лет встреча состоялась. Я рада.
361,4K