Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Oma lässt grüßen und sagt, es tut ihr leid

Fredrik Backman

  • Аватар пользователя
    Аноним17 августа 2019 г.

    На стороне добра и печенья


    Оставшись без работы, миамасские драконы стали безобразничать, они круглые сутки пили водку, курили сигары и выясняли отношения с крепостной стеной. Наконец жители Миамаса стали молить бабушку о помощи: надо срочно принять меры по трудоустройству драконов. Вот тогда-то бабушка и придумала, что в конце сказок драконы должны будут сторожить сокровища.
    Причём, отмечу, что если дракон не любит печеньки (не путать с печёнками), то это плохой дракон. Впрочем, в сказках Эльсы, кажется, есть злодеи похуже драконов — это тени, убивающие мечты, а хуже теней — только дракон-тень. Но Эльса — одна из лучших рыцарей Миамоса, поэтому вместе с верной армией она непременно победит дракона-тень. Как вам такой пересказ?
    «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения» — это книга, в первую очередь, не о Бабушке, а о её внучке — семилетке Эльсе. Вот только когда тебе «почти восемь лет», трудно смириться с тем, что любимый человек умирает. Поэтому действие романа завязано на «поиске сокровищ», которыми становятся воспоминания о Бабушке, знакомство с её друзьями и прошлой жизнью, понимание, любовь и дружба, в которых так нуждается Эльса. И она так красиво находит путь к сердцу каждого своего друга, так смело встаёт на защиту своего дома, так уверенно остаётся самой собой под гнётом обстоятельств, что как её после всего этого можно не любить?
    Сказочная структура сюжета имеет одну причину и несколько последствий. Бабушка отправляет Эльсу на поиски «сокровищ» (которые сторожит дракон), потому что это единственный способ связать мир фантазий, в котором живёт девочка, с историями и людьми в реальном мире. Нет, стоп, прозвучало как-то не очень, будто девочка мечтательна и ничего не смыслит в жизни, а это совсем не так: Эльса очень умна, много читает, знает жизнь так, как её иногда не знают 77-летние бабушки, наблюдательна и добра, а ещё — своевольна и упряма (в бабушку). Просто жизнь порой причиняет боль девочкам, не-таким-как-все, а хорошие сказки дают утешение. Сказки вообще очень многофункциональны: утешают, вдохновляют, объясняют мир, помогают завязать разговор, узнать человека получше или ярче выразить собственные чувства. Поэтому роман Бакмана — это роман-сказка. Почти притча, хотя герои слишком живые и «объёмные» для притчи, да и единственная дидактичная нотка сводится к тому, что ребёнок должен быть собой — даже если он не такой, как все. Должен самому себе, разумеется, а не кому-то другому, ради собственного счастья.

    Эта книга тысячи сказок. Нет, десяти тысяч сказок! Все истории, которые Бабушка когда-либо рассказывала Эльсе, о Просонье — это самобытный мир, причём, по ходу романа становится понятно, что Бабушка заимствовала сюжеты из реальности, собственной жизни и жизней тех, кто стал её семьёй. Поэтому когда Эльса находит то или иное «сокровище» (письмо, воспоминание, историю) в реальности, в Просонье уже есть соответствующая сказка, и из сердца Эльсы протягивается очередная ниточка к очередному члену бабушкиной «семьи». Благодаря этому они становятся и эльсиной семьёй тоже — друзьями и соратниками, самыми близкими на свете людьми (и не только людьми). Просонье в первообразном смысле похоже на Нарнию и Страну чудес: это мир, где у фантазии есть прообраз из реального мира (точнее, мира, который мы привыкли ограничивать этим словом), но в отличие от тех самобытных сказочных стран, автор Просонья по ходу романа объясняет, что подразумевалось под той или иной сказкой. В этом отличие романа от обычных детских книг. И всё-таки я бы рискнула посоветовать эту книгу детям (уж точно племяшкам и кузенам с кузинами, которых у меня полно). Хотя мои родственнички уже староваты для Просонья, им должна понравиться жизнь Эльсы. Но больше всего, конечно, Эльса понравится детям, которые по какому-то недоразумению выросли, учатся или ходят на работу, успешно прикидываются взрослыми, но в душе так и остались семи- или десятилетками, обожающими сказки.

    Возраст Эльсы, я знаю, у некоторых читателей вызывал нарекания и сомнения. Ну разве может семилетка быть осознанной вегетарианкой, воспитавшей себя в строгих экологических принципах, с богатым словарным запасом из области психологии, экономики, истории — да ещё понимающей, что говорит, а также начитанной и в целом настолько умной? Эльса показалась мне очень цельной натурой, настоящим маленьким супергероем на стороне добра и печенья, и возраст, который автор выбрал для неё, на мой вкус, был самым очаровательным.
    Другое дело, что характер персонажа оказался в коконе этого совершенства как в плену и из-за этого казался каким-то излишне выхолощенным. Больше всего претензий у меня к вегетарианству и экологичному мировоззрению героини — и они появились бы независимо от того, сколько лет Эльсе дал бы автор. В реальной жизни такого твёрдого понимания, что он делает и почему он поступает именно так, почти не встречается, и характер персонажа в этом плане слишком идеализирован — или выхолощен, что в данном случае одно и то же. А всё остальное, — нет, оно вовсе не показалось мне неправдоподобным. Из-за этого момента с убеждениями Эльсы мне всё время казалось, что автор намерен превратить Эльсу в «живой» образец для подражания, чтобы она стала супергероем для других детей, и они с младых ногтей заботились бы о мире. То ли автор недостаточно завуалировал свои намерения, то ли слишком переборщил с пропагандой, но этот момент, к сожалению, оказался немного отталкивающим в книге, которая в целом запала мне в сердце. Отталкивающим даже при том, что я сама балансирую на грани вегетарианства и стараюсь быть бережливой по отношению к нашей планете. Ох уж эта Эльса…

    В любом случае, я прослушала книгу на одном дыхании: немного утром, немного во время работы, немного перед тренировкой, много — в поезде, и в конце пару часов вместо сна. Я смеялась, и плакала, и ломала голову, и выдумывала собственные сценарии — это были насыщенные тринадцать часов. Мне страшно понравилось, что все многочисленные жильцы дома оказались раскрыты. Автор не стал одаривать всех пошлым хеппиэндом, но, по крайней мере, руками Эльсы вытащил из болота отчаяния. Я так привязалась к ним, что уже горю желанием прочитать книгу про Бритт-Мари. И с нетерпением жду, какую книгу Бакман напишет следующей. Не знаю, почему, но «Вторая жизнь Уве» не вызывает у меня столь живого интереса, но и её прочитаю, когда-нибудь, позже.
    Исполнительница аудиокниги — Мария Лисовец — бесподобна: играла голосом, отражая характеры и эмоции персонажей, делала их живыми. Ну как после этого её можно не любить? Наверняка она и печеньки любит.
    19
    1K