Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Не прощаюсь. Приключения Эраста Фандорина в XX веке. Часть вторая

Борис Акунин

  • Аватар пользователя
    Аноним17 августа 2019 г.

    А конец ли это?

    "Ну, не прощаюсь..."
    Именно с таким посылом заканчивает свое повествование автор. Что это? Очередной литературный фокус, тщательно продуманный приём или жестокая, погибельная ирония?... Покажет лишь время... Сегодня же можно только подвести итоги прочтения этой книги.
    Фандорин превозмог себя, и снова стал полноценным человеком. Не это ли чудо достойно восхищения? Признаюсь, момент, когда Эраст Петрович спасается бегством из окна, был едва ли не самым трогательным за весь многолетний цикл. Очнувшись после четырехлетней болезни, герой недоумевает : прежний сладковато-горький мир безвозвратно ушёл в небытие. Революционная зараза пылающим огнём выжгла язвы на теле счастливой, прежде безмятежной жизни. Возврата в прошлое не предвидется.
    Хорошо, что Фандорин выпал на эти годы из реальности - обостренное чувство справедливости и особое отношение к жизни не дало б ему душевного покоя и напрочь лишило бы ощущения гармонии. Впрочем, может ли царить гармония на душе у человека думающего, когда привычный, родной мир содрогается под невыносимой тяжестью навалившихся обстоятельств? Может. Если это - литературный герой, при чем горячо любимый автором.
    Сбежав от мирской суеты, отец Сергий стремится к покою и, как это всегда случается с Эрастом Петровичем, безвозвратно его теряет. Любовь - дама строптивая, ей глубоко плевать на отголоски былых времен и будничных реалий, и уж если она нагрянула, то заскучать не получится. Елизавета Третья пообещала дать ему то, что не успели или не смогли дать предыдущие две избранницы; дочь Вари Суворовой отступать от своих принципов не привыкла. Вот только надо ли это Фандорину, на глазах у которого родная страна из оплота цивилизации принимает облик Западной Римской империи после нашествия варваров?!...
    Автор прав - любая из перечисленных в произведении "правд" чудовищна. Правда - всегда одна :борьбу Добра со Злом не сможет остановить никто, даже действительный статский советник Эраст Петрович Фандорин. У любой власти есть подлецы, и есть те, кто несмотря ни на что не потерял человеческое обличье. Первое как раз касается Алексея Романова. Это не человек, это - чудовище : да, иногда с признаками человечности, но они подобны проблескам в анамнезе безнадежно больного пациента. И почему-то этому персонажу Акунин уделяет внимания больше, чем излюбленному герою... Впрочем, цель ясна - нужен переход между циклами, именно эта, "последняя книга", несёт в себе смысловую нагрузку "моста" между "Смертью на брудершафт" и горячо любимой серией.
    Не мог Эраст Петрович погибнуть так глупо, просто не мог... И именно это оставляет слепую, безоговорочную веру, что "Не прощаюсь" - это именно "Не прощаюсь"...

    1
    139