Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ключ Сары

Татьяна де Росней

  • Аватар пользователя
    patarata17 августа 2019 г.
    Я хочу извиниться за то, что не знала о случившемся. За то, что мне сорок пять лет, а я ничего не знала.

    Мы недавно с подругой разговаривали на тему того, что она подсознательно плохо относится к немцам. Для нее они по-прежнему неразрывно связаны с нацизмом. Но она не испытывает таких же эмоций к, допустим, итальянцам. Я же склонна считать, что последующие поколения обязаны помнить о совершенных преступлениях, но судить нынешнее поколение по прошлым тоже несправедливо. В истории любой страны есть ужасные страницы. В истории Европы в 20 веке многие из них пришлись на мировые войны. И часто эти страницы пытаются перевернуть, забыть, не читать. Потому что страшно и потому что больно. Люди не любят, когда им показывают их дурные стороны. И постоянно есть это разделение на два лагеря. "А зачем об этом вспоминать, ворошить прошлое? Что было, то прошло, мертвых не вернешь, кто старое помянет и тд". И мне кажется, что в какой-то степени это и есть основная мысль в этой книге. Люди не хотят помнить прошлое, а в прошлом есть нескончаемое количество людей, в том числе людей, которые погибли, не оставив следа, и некому скорбеть по ним, потому что не выжил никто, и это в какой-то наша общая обязанность – помнить о них. Помнить, как легко люди начинают пылать ненавистью. Помнить, как легко люди отворачиваются от себе подобных.

    У меня возникло ощущение, что Татьяна де Росней начала читать про Вель д'Ив и переполняющие ее эмоции заставили написать книгу, чтобы поделиться ими. Слишком уж мысли ее героинь похожи на те, что испытываешь, столкнувшись с фактами Холокоста. Чем евреи отличаются от других людей? Почему их возненавидели? Причем не только немцы. В этой книге речь идет о французах, о полицейских, сгонявших женщин и детей на стадион. Причем детей в список включило французское, а не немецкое правительство. Как так случилось, что желтая звезда изменила отношение парижан к соседям? Как могли человеческие существа относиться так к детям? Что должно произойти в голове и душе, чтобы сотворить такое?

    В остальном книга разочаровывает. Ужасный язык, обилие непонятно зачем вставленных марок и шаблонов, героиня-американка с очень странным мужем-французом, все богатые и красивые, само собой. но со сложными отношениями. Героине поручено написать статью про Вель д'Ив, она начинает собирать материалы и внезапно натыкается на факт того, что семья ее мужа переехала в квартиру сразу после облавы. Она начинает раскапывать историю семьи, которая жила там раньше. Параллельно идет рассказ о еврейской девочке, которая попала в облаву, но во время того, как их забирали, спрятала маленького брата в потайном шкафу и закрыла на ключ. История девочки и история облавы передана с исторической точки зрения очень даже неплохо. Страдания же героини-журналистки выводили меня из себя. Там реально был кусок, в котором она ездит по местам, связанным с Холокостом, а потом внезапно ей звонит муж, и на нее "обратно сваливается вся тяжесть жизни". Перспектива, ****. Мелодрама и любовный роман на фоне тысяч погибших евреев.

    Единственное, что мне непонятно в истории девочки: почему она не отдала ключ сестре милосердия? Если она не подумала, то родители должны были бы. И вообще поведение родителей довольно странное. В целом, мне кажется, книга хорошо служит цели поднятия неудобной темы, но стиль уж слишком женского романа.

    18
    1,6K