Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Плач к Небесам

Энн Райс

  • Аватар пользователя
    Аноним15 августа 2019 г.

    "Искусство требует жертв"

    Ну что сказать? Тема интереснейшая, воплощение среднее, честно говоря. Я вижу, что автор серьезно поработала над тем, чтобы не допускать ляпов, вникла как в музыкальные, так и в медицинские аспекты. И это большой плюс книги. Небольшая неточность (медицинская) в отношении главного героя (Тонио) – при проведении операции в том возрасте, который ему «назначила» автор, изменение пропорций тела практически не происходит. Ну да ладно, это мелочи в целом.
    Действие происходит в средневековой Италии в те времена, когда была распространена практика сохранять голоса мальчикам путем проведения операции кастрации. В романе вроде бы два главных героя: Гвидо и Тонио. Немного странное построение – сначала ГГ кажется Гвидо, но потом он явно уходит на второй план, и вперед выдвигается история Тонио.
    Читается вначале скучновато – язык автора не слишком красочен и эмоционален, даже когда она описывает чувства персонажей. Потом то ли привыкаешь, то ли автор «расписалась». Опять же, есть вероятность, что это зависело от перевода. Тем не менее, мне несколько не хватило чувств автора по отношению к персонажам (кроме эротических сцен – тут всё более, чем подробно и даже излишне). В итоге все персонажи получились не слишком сложными, хотя и претендующими на неоднозначность. Но описано это было как-то суховато. Без усилия собственного воображения невозможно было сочувствовать героям.
    Собственно, насколько автор погружается в описание сцен эротических (и с ними в романе явный перебор), настолько схематично она описывает всё остальное. Хотя нет, части, касающиеся музыки, намного лучше в этом плане. Я даже пожалела, что не особо старательно занималась музыкой в своем детстве. И, конечно, возникло желание переслушать/ознакомиться с музыкальными произведениями того времени. Особенно с оперой.
    «Искусство требует жертв». Наверное, вся суть книги и есть в этой фразе. Автор представляет мальчиков, которых подвергали кастрации, именно такими вот жертвами. Но снова недотягивает, не раскрывает эту тему. Я не увидела, не почувствовала этого вот самого «плача к небесам». Переживания Гвидо? – они больше касались неожиданной потери голоса (как переживал бы любой певец, не обученный в этой жизни чему-либо ещё; тут Гвидо всё же повезло, он стал хорошим композитором). Преживания Тонио понятнее, все-таки парня насильно кастрировали в весьма сознательном возрасте, сломав все планы на жизнь. Хотя… вот было у меня ощущение, что если бы не «долг перед родом», то пошел бы он на это добровольно из любви к музыке. Хотя и не факт, так что примем то, что жизнь ему сломали и понадобилось много лет, чтобы принять себя и строить собственную жизнь исходя из тех условий, в каких он оказался. И тут, снова автор тему эту «прошла по поверхности». Вот убрать бОльшую часть эротических сцен (ну ничего они не говорят о персонажах! да-да, мы уже поняли – кастраты могут вести сексуальную жизнь, получая удовольствие; даже с мальчиками и девочками могут; да, могут любить – спасибо, это тоже давно понятно; да, их тоже могут любить – а что такого?), а вместо этого лучше бы раскрыть путь Тонио к себе и к Жизни. Но нет. Зато эротические сцены зашкаливают и количеством, и качеством. Однако, «плача к небесам», трагедии не получилось.
    И был ли он, кстати, в тех условиях? Средние века, когда были распространены всяческие издевательства над человеком – они были в порядке вещей. И похуже кастрации были моменты. Подумаем о «производстве уродов» для представлений – и станет понятно, что кастраты были в весьма неплохой ситуации. Нет, я не оправдываю, но на историческое время надо делать поправку. А ещё… читая о жертвах во имя искусства, думается и о дне сегодняшнем: как выглядят ножки балерины? а сколько среди балерин тех, кто стал примой? А «большой спорт»? А запрет нормальным мужчинам – служителям католической церкви на «личную жизнь», пусть их и не подвергают операциям? Поневоле задумаешься.
    Кстати. Тема кастрации и католической церкви. В книге автор «чуток пнула» католиков, изобразив связь папы римского с певцом. А на самом-то деле именно с необходимости заменить женские голоса в церкви привела к идее сохранить голоса мальчиков высокими посредством операции. Далее уже «идею подхватили» музыканты. Но не стОит только на католиков смотреть. В христианской церкви вообще до середины ХХ века существовало оскопление как себя, так и другого «во имя» и «от греха» (да-да, детей в том числе), а секта скопцов в России существовала аж до 1945 года.
    Читая, я, конечно, лазила по всяческим ресурсам «на тему». Как и многие, послушала запись Алессандро Морески. И, знаете, как ни крути, а вклад кастратов в музыку был весьма велик. Так что, сочувствуя этим людям нельзя не испытывать к ним также и чувства благодарности. Их голоса не превзошел никто.
    Ну вот какие-то такие мысли ещё появились в процессе чтения книги – за что ей поставлю таки 4 балла.

    11
    587