Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

A Tree Grows in Brooklyn

Betty Smith

  • Аватар пользователя
    Аноним14 августа 2019 г.
    В роду Ромли рождались сильные женщины с характером.
    В роду Ноланов рождались слабые мужчины с талантом.

    Бетти Смит — одна из наиболее известных американских писательниц XX века, прославившаяся больше всего своим первым романом "Дерево растет в Бруклине", написанным в 1943 году. Основанный во многом на детстве самой Бетти Смит в Уильямсбурге, роман в 1945 году был экранизирован — и фильму предстояло стать культовым: Джеймс Данн, сыгравший роль отца главной героини, Джонни, был удостоен Оскаром, а кроме того, это был отличный режиссерский дебют Илиаса Казандзоглу — Элиа Казана — его первая попытка снять настоящую драму, посвященную современным его веку проблемам.

    Благо пласт проблем, которые Смит затрагивает в романе, действительно объемен.

    Главная героиня — Фрэнси Нолан — живет в Бруклине вместе с родителями и младшим братом Нили, ходит в школу, читает в тени растущего рядом с домом дерева по одной книге в день из местной библиотеке, двигаясь строго по алфавиту (надолго застряла на букве Б). Ее мать наполняет дом теплом, а отец — красавчик Джонни, неудавшийся музыкант, подрабатывающий официантом, — временами пьет, пытаясь заботиться о семье так, как умеет. Ее дед ненавидит все и всех, а бабушка сглаживает эту ненависть своей любовью. Ее тетя мечтает о ребенке, которого никак не может завести, и копит любовь, потому что она важнее денег.

    Ноланы — потомки ирландских эмигрантов, но Фрэнси — американка, которая живет в свободной стране на заре нового XX века и смотрит в него с надеждой и отвагой.

    Во многих рецензиях я натыкалась на эпитеты "теплый", "милый", "сказочный" etc, но это все же не так: "Дерево растет в Бруклине" — достаточно тяжелый роман. Да, в семье Ноланов много любви, но она порой не спасает, да и достается не всем — всю вторую половину романа меня раздражало то, как Кэти открыто показывала, что любит сына гораздо больше, чем дочь, хотя именно Фрэнси и тянула на себе всю семью. Да, здесь много светлых моментов, но гораздо больше печальных: все же героиня растет в крайней бедноте в неблагополучном районе, и у нее хватает своих проблем. Для меня этот роман стал не теплым и милым, а, наоборот, колким и острым, тревожащим и больше печальным. Смит отлично прописывает персонажей и исторический контекст (точнее, это для нас он уже исторический), и меня очаровала ее тонкая работа с каждым из героев, будь то сама Фрэнси или же (достаточно неоднозначный) Джонни.

    Что меня немного разочаровало, так это финал: точнее, тот факт, что роман вообще обрывается на том моменте, на котором он обрывается. Это роман взросления, становления Фрэнси из ребенка (смышленого и развитого не по годам, спасибо чтениям Шекспира, но все же ребенка) в девушку, но при этом она не приходит к некой конечной точке. В конце она, конечно, уже девушка, но подросток, а не взрослый человек, у нее впереди вся жизнь, которая остается за кадром и открытым финалом, и в итоге само ее становление становится несколько смазанным к концу, не получающим как такового развития.


    Таковы были женщины из рода Ромли: Мария, ее дочери, кроме Элизы-Урсулы, и ее внучка Фрэнси, которая тоже росла настоящей Ромли, хотя и носила фамилию Нолан. Все стройные, хрупкие, с внимательными глазами и нежными трепетными голосами.
    Но сделаны из тонкой, невидимой глазу, стали.
    Содержит спойлеры
    12
    402